14 августа у православных начинается Успенский пост

Общество

Успенский пост православные христиане совершают ради Божией Матери

Ведь именно в праздник Успения, когда Пресвятая Богородица перешла в мир Небесный, Она стала Покровительницей и Ходатаицей пред Богом за всех нас.  Праздник Успения – праздник не смерти, а воскресения и вечной жизни, потому что мы знаем: Богородица не умерла, а именно живая пребывает со Своим Сыном Иисусом Христом и молится за нас. Успение Божией Матери – это Богородичная Пасха. А пост – это приготовление к Богородичной Пасхе. Праздник Успения Божией Матери  завершает церковный год, потому что это последний великий праздник в течение церковного года.

Успенский пост продолжается всего две недели, но по строгости и требовательности не уступает Великому посту, потому как запрещается даже рыба. Но каждый пост – это не время диеты, очищения, прибавления здоровья. Само собой, это всё прилагается. Но это время изменения своего внутреннего мира, изменения взгляда на внешний мир. Каждый пост нам даётся для того, чтобы мы остановились и задумались,  как мы живём, что мы делаем.

Правильные ли приоритеты поставили в своей жизни? Как мы общаемся с близкими нам  людьми? Как мы прощаем и любим наших врагов? Как исполняем заповеди Христовы? Пост – это соблюдение духовной чистоты, попытка обратиться к Богу и покаяться во всех прегрешениях, допущенных ранее. В дни поста требуется соблюдать как  особое меню, исключающее мясную и молочную пищу, так и воздерживаться от развлечений.

Рыба разрешается только в праздник Преображения Господня – 19 августа. Но каждый должен избрать свою меру строгости, потому что в конечном итоге важно даже не то, на сколько пунктов ты соблюл правила, а то, насколько ты лично потрудился, приложил усилия, чтобы приблизиться к Богу, приобщиться Его благодати. В этом смысл поста. Ведь он даёт нам такую замечательную возможность, подвигает нас, ленивых и расслабленных, к большей собранности, вдохновляет на малый, но необходимый труд.

Опыт поста помогает нам понять, что сознательная духовная жизнь – это и есть та полноценная человеческая жизнь, к которой мы призваны. Жизнь, исполненная особой, непонятной без поста и молитвы, радости. Радости общения с Богом. Поэтому пост для большинства  верующих православных людей является желанным и ожидаемым.

Как мудро Святая Православная Церковь начинает Успенский пост с поклонения Кресту Христову. Мы сразу же обращаемся к Честному Кресту как главному духовному оружию в нашей невидимой брани. В Успении Божией Матери – полнота приобщения Кресту Христову и Воскресению, неложная надежда нашей жизни и нашей смерти.

14  августа святая Церковь празднует  Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня, чествует Всемилостивого Спаса и Пресвятую Богородицу.  На всенощном бдении выносится Крест из алтаря на средину храма для всеобщего поклонения под пение молитвы: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Этот праздник был установлен после двух, одновременно произошедших, замечательных событий в 1164 году.

Князь Андрей Боголюбский, преклонив главу перед иконой Божией Матери и горячо Ей помолившись, разбил превосходящие силы противника. То были волжские булгары, и князь, понимая, что собственными силами, силой своей дружины он не мог нанести такое поражение врагу, воспринял это как милость Божию, явленную через образ Царицы Небесной. В этот же день происходит другая битва – император Мануил дал сражение сарацинам, которые угрожали захватить Константинополь, уничтожить Православие.

Это была историческая битва. Мануил совершил то же, что и Андрей Боголюбский, — молился пред образом Пресвятой Богородицы о ниспослании победы, и победа была дарована.  В знак благодарности Богу и был установлен этот праздник с поклонением Честному Кресту Христову и с торжественной службой Всемилостивому Спасу. По преданию, в Константинополе издревле был обычай с 14 августа и до праздника Успения  выносить Честное Древо Креста Господня  на дороги и улицы для освящения мест и избавления от болезней.  Связано это с тем, что в древности в Византии  август считался временем,  когда усиливались эпидемии, болезни и прочие бедствия.

Это было известно по многовековому опыту. Крест Христов есть великое оружие православных христиан, великая сила и помощь в бедствиях и испытаниях. И люди по вере получали эту помощь от святого древа Креста. Кстати, нужно сказать, что и, сейчас, август часто бывает неблагоприятным – почему-то именно в этом месяце мы больше, чем в другие, слышим сообщения о различных авариях, катастрофах, несчастных случаях.  И это есть свидетельство того, что и в наше время вынос Креста не утратил своего значения, и мы по-прежнему нуждаемся в нём для укрепления и ограждения силой Крестной.

Этот день, исполненный столь глубокого смысла, должен всем нам помочь понять, что Господь действует в истории, действует в жизни каждого человека. В ответ на нашу искреннюю и горячую молитву совершает великие чудеса. Он помогает одерживать потрясающие военные победы, как то было на Руси и в Константинополе в этот день.  Но, что самое главное, Господь  милостью Своею помогает каждому из нас одерживать самую главную победу – победу над самим собой. Если эта победа одерживается, если мы свою волю приклоняем перед волей Божией, если закон Божий становится законом нашей жизни, то мы побеждаем.  И побеждаем не просто потому, что оказались сильнее, чем грех или диавол, а потому что милостивый Бог дарует нам Свою всепобеждающую благодать.

Победа над грехом вводит нас в иной мир, она дарует нам силы побеждать не только наши личные грехи, но и бороться с неправдой в человеческих отношениях, укреплять мир между людьми, укреплять веру в самих себе и в тех, с кем общаемся. «Сия есть победа,  победившая мир, вера наша», — говорит апостол (1Ин.5:4). Вера является действительно « победой, победившей мир», и когда мы идём с верой по жизни, призывая в ответ на нашу веру Божественную помощь, мы действительно становимся непобедимыми, способными поражать врага на поле брани, и совершать иные дела значимые для каждого, кто побеждает зло и неправду своей собственной жизни.

На Руси в этот день освящается мёд нового сбора. Отсюда происходит и название  праздника – Медовый Спас, в просторечии «первый Спас», т.е. первым в этом месяце праздником Спасителя. Так как в течение его ещё бывает два праздника Спасителя: Преображение – второй Спас, яблочный (19 августа)  и Нерукотворного образа – третий Спас, хлебный (29 августа).

Этим Господь оказывает милость,  как нашей душе, так и телу. То, что приятно на вкус, соединяется с невидимой благодатью Божией. Но самое главное – это дни  весьма отрадного Успенского поста, когда мы действительно имеем возможность стать ближе к Божией Матери, под Её благодатным покровом обрести покой мятущейся душе и сподобиться быть причастниками того Царства, в которое Она взошла в день Своего блаженного Успения.

Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая