Сретение – праздник встречи человека с Богом
Для каждого человека, каждого из нас встреча со Христом – это самое важное, самое главное и самое радостное событие в жизни. Но путь к этой встрече не всегда устлан лепестками цветов. Часто этот путь сопровождается множеством страданий, лишений и тяжких испытаний. Но все страдания ради Христа, ради встречи с Ним, служат нашему спасению.
Мы знаем, что Бог есть Любовь. Но познать эту Любовь, почувствовать её мы можем тогда, когда встречаемся с ней. Встреча с этой Любовь, встреча со Христом – цель всей человеческой жизни.
Как долго ожидало этой встречи падшее в грехах человечество! И Господь пришёл к людям. Пришёл в безграничном смирении и кротости. В пещере для скота родился Богомладенец Христос. Ожидавший Христа богоизбранный еврейский народ в основной своей массе не узнал тогда пришедшего Мессию. Бог призвал еврейский народ, чтобы он пронёс Синайское законодательство через века, чтобы сохранил его для всего человечества и приготовил путь пришествия Спасителя. Но у многих исказилось истинное понятие о Мессии. Глаза многих оказались закрыты. Они ждали другого Мессию. Того, который огнём и мечем, поразит всех врагов Израиля и установит на земле своё царство и власть. Многие жаждали увидеть великого земного царя.
Но были и такие, которые верили, что придёт Тот, чьё Царство не от мира сего. Святой праведный старец Симеон много лет ждал, когда на землю придёт Христос. Много лет он ожидал самой великой и самой важной встречи – встречи с Богом. Сердце Симеона было праведным. Ему было предсказано Духом Святым, что он не умрёт, пока не увидит Христа Господня.
Праведный Симеон, по преданию, был в числе семидесяти переводчиков еврейской Библии на греческий язык. И однажды, за то, что усомнился в высшем смысле пророчества о Деве Марии, может ли земная Дева родить предвечного Бога, ему было явлено откровение, что он не умрёт, пока не встретит пришедшего в мир Спасителя.
Праведник долго ждал исполнения этого обетования. Он утомлён был жизнью – жил больше трёхсот лет, а встреча всё не наступала. Однажды, давно уже став старым и немощным, Симен по внушению Духа Святого пришёл в храм. И там он встречает Того, Кого ожидал всю свою долгую жизнь. Он увидел на руках Богоматери Младенца Иисуса, в котором узнал обещанного Израилю Мессию. Симеон, удивившись и обрадовавшись долгожданной встречей, принял в свои объятия Святого Младенца и, благословив Бога сказал: « Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк.2,29-32).
Это была одна из встреч, исполненных пророческого значения: два мира встретились лицом к лицу. Старец Симеон символизировал собой окончание Ветхого Завета с его верой и надеждой. А Богомладенец Иисус – Основатель нового благодатного союза человека с Богом. Завет – это особый договор между Богом и людьми. Главным в Ветхом Завете было соблюдение закона, дисциплина, правила, чтобы людей, отпавших от Бога подготовить к пришествию Спасителя и проповеди Евангелия. Время Ветхого Завета прошло, но для нас различные правила, обычаи, установления имеют колоссальную ценность, потому что мы не можем руководствоваться одной лишь своей собственной совестью, или только молитвенным общением с Богом. Выполняя эти предписания, многие могут вести себя практически безукоризненно: соблюдать посты, вычитывать молитвы, говорить правильные слова. Такими были и фарисеи. Но пришёл Христос, и они его отвергли, потому что сердца их огрубели, потому что ценили свои подвиги и свою праведность слишком высоко. Так часто происходит и у нас. Многие в погоне за внешним соблюдением правил, теряют гораздо большее, оставаясь только исполнителями закона.
Упраздняя ветхозаветный закон, Спаситель даёт две заповеди, в которых весь закон и пророки. Первая «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» (Мк.12:30). Это заповедь о любви к Богу, о полном доверии и вере в него. Но не одной верой спасается человек. «Вера без дел мертва» (Иак. 2:26), поэтому необходимы дела веры. В первую очередь, дела в отношении ближних. Для этого Господь даёт нам вторую заповедь: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк.12:31).
Чтобы научиться любить Бога, чтобы проверить, на что мы способны, нам дарован ближний – тот, кто оказался рядом с нами, в любое время, в любом месте. Человек, образ Божий, и ближний наш является инструментом нашего спасения, испытателем нашей любви, терпения, смирения и чистоты нашего сердца.
Новый Завет становится выше всех правил. Теперь духовный плод приносят «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона», — говорит апостол Павел (Гал. 5:22-23). Мы призваны соблюдать заповеди Божии, не из страха и долга, а потому что просто невозможно поступить иначе. Для этого нужна постоянная работа души и внимание к своей вере, мыслям, словам и поступкам.
Вернёмся же мысленно в ветхозаветный храм, где состоялась долгожданная встреча праведного Симеона и Богомладенца Христа. Божия Матерь и праведный Иосиф с удивлением слушали слова Симеона, который благословив их и обращаясь к Святой Деве Марии, добавил: «… Се лежит Сей (Младенец) на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий,- и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк.2, 34-35).
Этими словами Симеон предсказал, что за и против Христа в мире будет вестись постоянная духовная борьба, и что Сама Пресвятая Дева испытает много материнского горя и острых, как оружие, страданий.
Слова, сказанные старцем Симеоном, полны пророческого смысла. Как пророчески исполнились они в последующей истории человечества. Особенно у нас в России после революции 1917 года. Тогда мы ясно увидели, что Христос – камень веры и духовного спасения для одних, и камень преткновения и падения — для других. Вера во Христа – это пробный камень для русской души, которая более тысячу лет является богоносицей. По сей день, Христос служит спасением и радостью для многих православных. И становится предметом пререканий, различных ересей и даже кощунства тех, кто не принимает Христа своим сердцем. Господь принёс разделение. Он пришёл, чтобы отделить овец от козлищ. И разделение это идёт ежечасно. Меч разделения проходит через все человеческие души. Не все спасаются. И об этом печалится Божия Матерь. Оружие любви и скорби пронзает Её сердце.
Свидетелем этой встречи был ещё один человек – 84-летняя вдова, которую евангелист Лука именует пророчицей Анной. Она много лет жила и трудилась при храме, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк.2, 37). Эта благочестивая женщина поклонилась новорождённому Христу и вышла из храма, славя Господа и пророчествуя о Нём всем, ожидавшим избавления (Лк.2,36-38).
В жизни каждого человека бывает ситуация, когда Христос стучит в «двери» сердца и ждёт, чтобы Его впустили. Он никогда не будет посягать на свободу человека, потому что сам сотворил человека свободным. По разным причинам человек равнодушно относится к призыву Божию, а то и вовсе его не слышит. Господь же ставит человека в разные жизненные ситуации, пытаясь разбить тот панцирь, которым одето жестоковыйное сердце, чтобы радость Вечной Жизни осветила человеческую душу, как солнечные лучи освещают наши жилища. Не мы ищем Бога – Он находит нас и берёт за руку. Не мы избираем Бога – Он избирает нас. Как Христос избрал своих учеников, так Он избирает нас. Но Он избирает для страдания. Более того, страдание, к которому Он зовёт, слишком велико для нас. Чудо заключается в том, что никто не может понести своего ига без Его помощи, но каждый может помочь понести иго другому и таким образом приблизиться к тайне Креста Христова, к встрече с Богом.
И как сказал наш Патриарх Кирилл: «Сегодняшнее воспоминание о Сретении в храме Младенца Иисуса и Пресвятой Богородицы с праведным Симеоном и благочестивой Анной должны научить всех нас тому, что храм есть особое место, где может и должна происходить наша реальная встреча с Господом. А без этой встречи с Богом, верующий человек не может существовать. Эта встреча влечёт за собой те перемены к лучшему в нашей жизни, которыми и отличается духовное возрастание человеческой личности».
В этом – свет Сретения Господня. Он в Божественной любви, в благодати. Так возлюбил Бог мир, что дал Сына Своего Единородного на страдания и смерть, чтобы Он мог понести грехи всех людей. Только приобщаясь этой Его любви, можем мы встретить Его. И, чем труднее наш крест, тем более мы любимы Богом, тем ближе Он к нам и мы к Нему.
Редакционный совет Багаевского благочиния прихода храма Святителя Николая