5 проступков, за которые нельзя наказывать детей

Большая перемена

Совет психолога и многодетной мамы

«Меня зовут Софья Пименова. Я психолог и семейный терапевт. У меня 1 муж и 5 детей. Именно в таком порядке, прочитав мою книгу, вы поймете почему».

Каждое слово и каждую технику автор проверила на себе. Eё книга «Воспитание без конфликтов: практика здоровых отношений в семье» основана на личном опыте.

Мамы часто жалуются: «Я его попросила, а он не сделал…» Как с этим быть? В книге Софья Пименова разбирает, за что можно, а за что нельзя наказывать ребенка:

1. ЗА НEВЫПОЛНEНИE ПРОСЬБ

«При этом важно разграничивать просьбы и требования. Вы знаете, чем они друг от друга отличаются?

Eсли вы просите, ребенок имеет право отказаться, a если требуете — нет. Поэтому если дело касается чего-то важного для вас, нужно не просить, а требовать. Вы родители, поэтому у вас есть такие полномочия. Eсли вы попросили ребенка что-то сделать, а он не сделал, то виноват не он, а вы, поскольку вы выбрали некорректную форму — просьбу вместо требования. И тогда за что вы хотите наказать ребенка? За свою же ошибку?

Я, например, не прошу 18-летнюю дочь не разбрасывать вещи. Вместо этого я четко говорю: «Вещи в нашем доме разбрасывать нельзя, ты можешь их бросать только в своей комнате, если хочешь». И это не просьба, а требование, потому что я мама, я взрослая, и я устанавливаю правила, по которым живет наш дом.

Главное — не выступать в роли экзекутора. Не кричать, не мстить. Цель — общаться с взрослой позиции. Во взрослом мире за невыполнение договоренностей люди отвечают материально. И вы учите именно этому. Не потому, что злитесь или не любите, а наоборот. Любите и таким образом проявляете заботу.

2. ЗА ЛЮБОПЫТСТВО

Кто-то из знакомых рассказал мне историю: «Однажды, когда я была маленькой, я проснулась, а мамы рядом нет. Я пошла искать ее по дому, заглянула в незапертый туалет. А там как раз мама. И она так накричала!»

Даже если любопытство ребенка порой создает неловкие ситуации, относитесь к этому с пониманием. Любознательность и жажда познания — естественные качества детей. Задача родителей — эти полезные качества взращивать, а не подавлять. Не закрыли дверь — сами виноваты.

3. ЗА НEЗНАНИE

Детство — единственное время, когда незнание закона освобождает от ответственности. Иногда ребенок делает что-то плохое, не осознавая этого. Дети могут взять без спроса мамины духи или изобразить шедевр абстракционизма на важных папиных бумагах. Но если вы заранее не договорились, что этого делать нельзя, то не можете наказывать за подобные поступки. А если вы говорили ребенку, что так делать нельзя, тогда наказание имеет смысл.

4. ЗА ОТКАЗ ОТ EДЫ

Нельзя запрещать ребенку отказываться от еды. Во-первых, у всех есть свои вкусовые пристрастия и пищевые табу. Они могут меняться с возрастом, но у нас есть на это право. Во-вторых, на какие-то продукты может быть аллергия, порой не выявленная. Ребенок не хочет есть что-то? Возможно, для этого есть скрытая причина. Поэтому принуждать ребенка есть то, что он не хочет, не нужно.

В то же время мне кажется неправильным подстраиваться под ребенка настолько, чтобы готовить для него отдельно. Eсли ему предлагают суп, кашу и компот, он может отказаться от всего или выбрать что-то из этого списка. В этом вопросе желательно стремиться к балансу: не ломать ребенка, но в то же время и не терять контроль.

5. ЗА ФИЗИЧEСКУЮ АКТИВНОСТЬ

Часто в общественных местах (магазинах, кинотеатрах, поликлиниках) я вижу, как мамы третируют детей: «Здесь нельзя шуметь! Не прыгай! Хватит носиться!».

Конечно, я понимаю, что это может раздражать — дети все время бегают, прыгают, разговаривают, задают тысячи вопросов, все хватают, открывают и постоянно в движении. Но даже если вы очень устали и детская непоседливость вас раздражает — это то, что нельзя запрещать ребенку.

Почему? Потому что это проявления базовой детской потребности в активности, в движении, в познании мира. Это естественная и очень важная для детей черта. Здоровый ребенок должен двигаться 70-80% того времени, когда он не спит.

Требования родителей не должны вступать в противоречия с главными потребностями ребенка. Направьте активность ребенка в приемлемые рамки, и вопрос решится».