7 недель Великого поста

Общество

МИЛОСТИ ХОЧУ, А НЕ ЖЕРТВЫ

Постись душа моя, от злобы и лукавства, удержись от гнева, и ярости, и всякого греха; Иисус такого хочет поста, Человеколюбец Бог наш. (Из молитв «Триоди постной»)

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Проходя поприще святого поста, мы должны знать средства, при помощи которых мы можем действительно достигнуть его целей. Достичь изменений в своём сознании, в своём восприятии жизни, в своём целеполагании – другими словами, в тех сторонах человеческого бытия, от которых во многом зависит не только подлинное благополучие человека здесь, на земле, но и способность обрести жизнь вечную в Царствии Божием.

У греков часто употреблялось слово «милость». Под этим словом подразумевалась некая добродетель, чаще всего по отношению к соплеменникам, родным, близким, и практически никогда – по отношению к тем, кто был далёк или оставался за пределами круга личных интересов. Но Господь даёт заповедь, которая нарушает эту обычную человеческую логику. Он говорит: «милости хочу, а не жертвы» (Ос.6:6; Мф.9: 13, 12:7). То есть даже жертвоприношения, предписанные Священным Писанием, не были угодны Богу, если не сопровождались, в первую очередь, готовностью прощать людям их грехи.

Мы не часто об этом задумываемся, да и вообще эта тема обычно находится вне нашего внимания. Что для нас грехи других людей? Обычно то, что нас обидело, оскорбило, то, что поставило нас в трудное житейское положение. Например, мы иногда теряем работу, и тот, кто был инициатором или виновником случившегося, становится нашим врагом, а мы стремимся ответить ему тем же. А приходя в храм Божий, мы чаще всего молимся о чём-то другом и менее всего вспоминаем свои собственные грехи и свою неправду.

Нередко бывает и так, что мы сделаем что-то доброе – жертву в храм принесём, поможем кому-то, — и у нас складывается впечатление, будто всё у нас в порядке. Но слова Господа «милости хочу, а не жертвы» должны поставить всё на свои места. То, что нам кажется жертвой, конечно, принимается Господом, но Он от нас требует большего – милости, а не жертвы.

Милость – это такое отношение к людям, когда мы думаем о других больше, чем о себе. Милость – это высочайшая добродетель, это почти синоним любви. И когда человек совершает милость, то есть добрые дела, он влияет и на своё собственное духовное состояние. Господь произносит «милости хочу, а не жертвы», повторяя слова ветхозаветного пророка, но для тех, к кому обращался Спаситель, они были малопонятны.  Хотя слова и были некогда сказаны пророком Осией, но они оказались вне религиозного сознания иудеев – современников Христа.

Иудеи хорошо знали, что такое жертвоприношение – они приходили в Иерусалимский храм, приносили жертвенных животных, считая это очень важным делом. Действительно, повторяя жертвоприношения своих предков, иудеи пытались сделать угодное Богу. Но Господь устами Сына Своего говорит: «милости хочу, а не жертвы». А милость – это то, что реализуется в межличностных, межчеловеческих отношениях. Именно здесь осуществляется самое главное, то, чего Господь желает от нас больше всякой жертвы, но чаще всего именно это проходит мимо нашего сознания.

Кто из нас, встав утром, думает: «Что бы мне сделать для ближнего моего? Как давно я ничего доброго не делал!» С трудом могу себе представить, чтобы даже православные люди с самого утра, помолившись, об этом размышляли. Но ведь именно этого ждёт от нас Господь – милости, а не жертвы.

В своей религиозной жизни древние иудеи больше всего думали о жертвоприношениях, и, наверное, поступали правильно, потому что именно на жертвоприношениях был сделан особый акцент в Ветхом Завете. Но с пришествием в мир Спасителя акценты смещаются – именно словами пророка Осии, которые Христос повторяет дважды: «Милости хочу, а не жертвы». Вот и нам с вами нужно почаще вспоминать эти слова, если Господь так акцентировал на них внимание Своих учеников и тех, к кому Он обращался. Ведь научиться делать милость другим людям, творить дела милосердия – это, не побоюсь сказать, непременное условие нашего спасения.

Каждый должен задаться вопросом: «А так ли я поступаю? Является ли милосердие непременной составляющей моей жизни?» И как не подумать об этом в дни Святой Четыредесятницы, когда богослужения сами настраивают нас на такого рода размышления, когда мы слышим Священное Писание Ветхого и Нового Завета, когда тема милосердия, доброделания проходит красной чертой через назидания, которые мы получаем в Церкви!

Может быть, пора откликнуться на всё это и сказать, что творение добрых дел, милосердие должно стать не периферийной, почти экзотической, а очень важной, центральной частью моей жизни. И если будет так, как изменится наша жизнь! Как изменятся отношения в семье, как изменятся отношения между поколениями и так далее! Потому что ничто так радикально не меняет к лучшему человеческие отношения, как совершённое нами добро.

Всему этому учит нас Святая Церковь, особенно в дни Великого поста. У нас появляется возможность подумать о своей жизни – может быть, даже во время богослужения. Не всегда же мы в состоянии полностью, от начала до конца, следить за тем, что читают и поют в храме, тем более что и текст не всегда разбираем.

Поэтому есть возможность о себе подумать – под звуки богослужебных песнопений, в окружении тех, кто рядом с тобой возносит Господу свои прошения. То есть в совершенно особой, благодатной, духовной атмосфере подумать о своей жизни, и, может быть, эти мысли помогут нам действительно начать путь, ведущий в Царство Небесное. Потому что без милосердия и добродетели туда не войти! Как бы мы долго не молились, какие бы полезные книги мы не читали, — если мы не творим дел добра, туда входа нет.

Давайте обо всём этом подумаем, применим к себе, проанализируем ещё раз свою собственную жизнь. Все – и миряне, и священники, и архиереи – давайте честно ответим пред лицом Божиим на вопрос: «А выполняю ли я непременное условие вхождения в Царствие Божие? Какие у меня отношения с людьми? Творю ли я дела милосердия, и занимают ли они самое важное место в моей жизни?»

Всему этому учат нас и замечательные тексты из Канона святого преподобного Андрея Критского, и чтения из Ветхого и Нового Завета. И дай Бог, чтобы благодатная, духовная атмосфера Святой Четыредесятницы помогла нам наиболее тщательно разобраться в своей внутренней жизни, определить наши слабые места, обратить на них внимание, испросить у Господа помощи на преодоление этих слабостей. С тем, чтобы дни Великого поста стали для нас школой подлинного благочестия и добродетели, которые и открывают человеку путь в Царствие Божие.

Благословение Божие да пребывает над всеми нами.

Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая.

Добавить комментарий