В первое воскресенье Великого поста Святая Церковь празднует день Торжества Православия

Общество

День Торжества Православия установлен на VII  Вселенском Соборе в 787 году

Эти слова звучат как победоносная песнь во славу Святой Православной Церкви. Церковь – столп и утверждение истины, духовное, мистическое тело Христа Спасителя. Церковь Христова – благодать Божия, объемлющая людей и ангелов, Невеста Христова. Святой Ириней Лионский, ученик апостолов пишет: «Как богач в сокровищнице своей хранит золото и драгоценности, так и апостолы передали Церкви всё, что слышали от  Христа Спасителя, всё, что служит к нашему спасению». «Церковь не может ошибаться, не может лгать, не может учить греху, ибо она – тело Христа Спасителя, ибо она неразрывно соединена с Церковью Небесной. В Символе веры сказано: «Верую …во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», значит, мы обязаны принимать то, что принимает Церковь, отвергать то, что она отвергает, и искать в ней одной своё спасение» (Архимандрит Рафаил Карелин).

История праздника Торжества Православия связана с иконоборчеством. С самого начала христианства почитались святые образы, православные реликвии, но в VIII  веке всё изменилось. Зародившаяся в Греции ересь, распространилась по всему христианскому миру. Она была направлена против почитания икон. Тех, кто молился перед святыми ликами, называли идолопоклонниками.  Из храмов изымали и уничтожали святые иконы, мощи святых угодников Божиих, другие святыни. Гонения на Церковь, которую устроили еретики, были пострашней, чем от язычников.  Христиане вынуждены были прятать иконы, но и это не помогало. Их сажали в тюрьмы, а порой и казнили.

То были годы подлинного героизма во имя веры и чистоты Православия. И так как императорская власть поддержала это еретическое направление, то гонение на тех, кто почитал святые иконы, было поддержано самим византийским императором. Монахи скрывались в восточных областях империи, особенно в Каппадокии, где существовало множество подземных пещер. Там, глубоко под землей, они скрывали  святые иконы и возносили перед ними горячие молитвы.   Борьба против святых икон велась сто лет и закончилась тем, что по милости Божией  опасная для Церкви ересь иконоборчества была  преодолена. Иконоборцев осудили, и было принято решение в первую неделю (воскресенье)  Великого поста праздновать победу над иконоборчеством, а вместе с этим и победу над всеми ересями, сотрясающими жизнь Церкви в первом тысячелетии. Торжество Православия было установлено, когда праведная царица Византийской империи Феодора прекратила гонения на святые иконы и христиан, почитающих священные изображения. Произошло это в 843 году.

Православные отцы, защищая предание Церкви, ставили почитание икон в теснейшую связь с  основами христианства. Церковь учит, что «честь, создаваемая образу, восходит к Первообразу». Мы не раскрашенную доску целуем, а образы Христа, Богоматери и святых.

Велика была надежда святых отцов VII Вселенского  Собора, что отныне никакие ереси и отступления не поколеблют Православной веры.  Церковь смотрит на икону, как на видимый образ Невидимого Бога, Который воплотился и стал Человеком.  Боговоплощение сделало возможной икону.  Икона – это утверждение истины, подлинности и реальности воплощения Бога. Ведь Иисус Христос в видимом и осязаемом Человеке открыл людям Бога. Мы  знаем, что в живом организме нашей Православной Церкви всё удивительно едино и соразмерно, всё взаимосвязано.

Не случайно, что днём Православия наименовано первое воскресенье Великого Поста.  Этот день венчает собою неделю особых молитвенных трудов. Ибо когда же человек более способен к славословию, если не в это воскресенье;  всю неделю православные христиане провели в покаянии, в исповедании пред Богом своих немощей.  И вот, оплакав свои согрешения, они благоговейно приступают к Чаше, ибо Господь  « …пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф.9,13).   Славословие, по учению святых Отцов Церкви, есть высшая ступень молитвы, потому что являет собой чистую и бескорыстную радость человеческой души о своём Господе. И значение слова «Православие» — нужно понимать,  как умение правильно славить Господа, правильно строить свою духовную жизнь.

В этот день мы приносим благодарение нашему Господу за великий дар, какой только может быть дан человеку – исповедание истинной веры, соединяющей человека с Богом. Мы прославляем нашу святую Соборную и Апостольскую Церковь за то, что она неповреждённою от апостольских времён и до наших дней сохранила святую Православную веру.  Господь наш Иисус Христос пришёл на землю для спасения  людей. Он открыл им Своё божественное учение и Своею крестною смертью засвидетельствовал истинность его.  Господь заповедал, чтобы люди, приняв Православную веру, содержали её не каждый сам по себе, а составили для этого определённое общество – Церковь.  Объединяя вокруг Себя Своих последователей, Господь избрал из них двенадцать, а после ещё 70, которых назвал апостолами. Основывая Церковь, Господь дал Своё непреложное обетование: «…Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф.16,18).

Торжество же Православия  на земле в том, что единственное спасение заключено в Православной Церкви. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Сильнее всего на свете – Церковь, она защитит и спасёт тебя. Церковь – это ограда двора овец Христовых, пока ты внутри этой ограды, ты в безопасности, и если ты выйдешь из неё, то тебя похитил лютый духовный зверь».  Она  единственная путеводительница к вечной жизни.  Церковь своим участием в Таинствах во всей полноте сохранила Божественные Истины, принесённые Сыном Божиим на землю.

Наша вера – это то, что реально соединяет нас с Господом, то, что приклоняет к нам Его милость, помощь и благодать. Поэтому мы должны постоянно укреплять свою веру через молитву, через реальное обращение с Господом привлекать Божественную силу, чувствовать её присутствие в своей жизни. А через этот духовный опыт возрастать в вере, без которой нет спасения.  Блаженный Августин под всем этим как бы подводит черту: «Без Церкви можно верить в Бога, без Церкви можно исповедовать Святую Троицу, держать Евангелие и даже проповедовать его. Единственное, чего нельзя без Церкви – это спастись!».

Праздник Торжество Православия не только великое церковное торжество. Каждый из нас должен идти к торжеству маленькими шажками, каждый день,  побеждая в себе греховные мысли, заблуждения. Если великие подвижники, пройдя через гонения, пытки и смерть, сумели одержать победу, то и у нас всё получится.  «Только не удаляйтесь от Церкви, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — и вы спасётесь».  И всегда надо помнить великую заповедь: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец!».

Да пребудет с каждым из нас Божия Благодать! С праздником всех нас – с Великим Торжеством Православия!

Текст и фото редакционного совета Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая