Накануне Великого поста, перед Неделей о Страшном Суде, Православная Церковь совершает поминовение всех от века усопших православных христиан. Нынешнее всеобщее поминовение усопших называется Вселенской родительской, или Мясопустной субботой, поскольку она предваряет Мясопустную Неделю. В это воскресенье, после которого начинается Масленица, а затем Великий пост, мы вспоминаем Страшный Суд, когда живые и мертвые предстанут пред всеведущим Богом во Втором Его пришествии для решения их вечной участи. В течение Великого поста установлены ещё две родительские поминальные субботы – 30 марта и 13 апреля.
В дни поминальных суббот всем нам Святая Церковь даёт великое утешение о наших дорогих и близких, родных и любимых, как пишет апостол Павел: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды» (1Фес.4,13).
В этих словах весьма полезный урок для нас. Конечно, по-человечески, нам всегда больно расставаться с близкими нашему сердцу и горячо любимыми людьми. И многие из нас, может быть, неоднократно испытали эту горечь разлуки и тяжесть потери, когда, как нам кажется, безвременно тот или иной человек уходит из земной жизни. Но апостол Павел говорит, что для Бога нет мертвых, для Бога все живы.
Мы хороним умершего, и его тело опускается в землю, как зерно. Так сеятель, сеющий зерно, надеется, что оно не только прорастёт, но и даст плод. Отсюда и наша православная традиция совершать погребение усопших, но душа-то бессмертна, она не умирает, а возносится к Богу. И там над ней совершается частный суд. Далеко не всегда та или иная человеческая душа имеет благословение от Бога войти в преддверие райских обителей. К сожалению, многие души попадают в преддверие ада. Поэтому не случайно, Святая Церковь как чадолюбивая Мать установила эти заупокойные богослужения. Чтобы мы, веря в милосердие Божие, уповали на то, что Господь является для каждой души любящим Отцом и по нашей молитве может простить человека, даровать ему Царство Небесное. Мы поминаем наших близких потому, что, как было сказано, отошедшие живы перед Богом. И мы молимся о них, не отличая, шёл ли кто путём праведным или распорядился своей жизнью недостойно. Мы не допытываемся, куда они причислены – к праведным или грешным. Молиться за них – это наш долг братской любви.
Церковь, как школа любви, обнимает всех своей молитвой. Святитель Феофан Затворник пишет: «Сердечное поминовение — главное с нашей стороны, а со стороны Божией Церкви – бескровная жертва. Вместе они делают полное дело поминовения». Поминовение усопших, тех, кто сам уже не может изменить свою участь в вечности, есть дело любви. А любовь Христова выходит за рамки родственных и дружеских отношений, и поэтому мы молимся не только о своих родственниках и знакомых, но и обо всех православных христианах. А если бы мы молились только за своих и тех, кто творил нам добро, то чем отличались бы от язычников, которые тоже молятся за своих близких?
Однако молитва за усопших полезна и живым. Молясь об упокоении ушедших из этого мира людях, мы сами становимся серьезнее, замечаем суетность многих своих занятий. Накануне Мясопустной недели, когда мы вспоминаем Второе Пришествие Спасителя нашего Иисуса Христа и Страшный суд, чтобы настроиться на духовное прохождение Великого поста, Господь напоминает нам о смерти, которой не избежит никто из живущих. Ибо нет ничего более близкого к концу света, чем личная смерть, когда привычная жизнь внезапно заканчивается и человек предстаёт пред Праведным Судьёй.
Как перед кончиной мира, по слову Господа, будут войны, бедствия и бесовские соблазны, так и умирающий человек испытывает болезни, страхи и искушения. Что может помочь нам устоять в обоих случаях? Конечно, искренняя, твёрдая вера во Христа, источник надежды и сердечного мира. И в то время, как перед кончиной мира неверующие будут умирать, как сказано в Евангелии, от страха, видя страшные знамения на небе, христиане воспрянут, ожидая скорого избавления. Так и умирающий во Христе не страшится смерти, это для него не конец всего, а начало новой Вечной Жизни, переход в иной мир и встреча с Христом.
Обычай молиться за усопших Церковь приняла от самих Апостолов и во все времена молилась, и будет молиться за них до скончания века. Святые Отцы и учители Церкви всех времён проповедовали о том, что возможна перемена участи усопших до всеобщего Суда. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Есть возможность облегчить наказание умершего грешника. Если будем творить частые молитвы за него и раздавать милостыню, то, хотя бы он был и недостоин сам по себе, Бог услышит нас». Поэтому и об усопших во Христе мы не переживаем, веря, что Господь примет их в Свои светлые обители «…где нет болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь безконечная» (Канон за усопшего, кондак, глас 8). Как говорит апостол, они раньше нас окажутся со Христом во время Его Второго Пришествия, а простительные грехи замолит Церковь.
В Родительскую поминальную субботу необходимо прийти в храм, заказать заупокойную поминальную службу по всем своим родным и близким. Всем тем, кому дорога память его предков, нужно не только прийти и помолиться в храме самому, но и призвать к этому своих родственников и знакомых.
И совершив дело любви в этот день, помолившись о прощении грехов всех прежде нас живших христиан, и сами будем беречься греха, помня «последняя своя», чтобы глубокий мир Христов хранил нас на всех путях земной жизни, и стал пропуском в Царство Небесное.
Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая