Успенский пост

Свет православия

Успенский пост — один из четырех многодневных постов в Православии. Eжегодно он предшествует празднику Успения Пресвятой Богородицы.

Начинается пост 14 августа, в субботу — в день Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Успенский пост по строгости и требовательности не уступает Великому посту. Особенности Успенского поста — это не просто ограничение в пище. Прежде всего, пост — это соблюдение духовной чистоты, попытка обратиться к Богу и покаяться во всех прегрешениях, допущенных ранее. В дни поста требуется соблюдать как особое меню, исключающее мясную и молочную пищу, так и воздерживаться от всевозможных развлечений. Рыба разрешается только в праздник Преображения Господня — 19 августа.

Соблюдение Успенского поста помогает нам уподобиться Богородице, послушной Рабе Господней, Которая услышала Eго слово и сохранила его лучше, чем кто-либо когда-то это делал или мог сделать.

И хотя Успенский пост — кратковременный пост, он весьма строгий, поэтому от нас требуется в эти дни большое внимание к себе и к своему поведению, к своим поступкам, а также и мыслям. В особенности в эти дни, надо обратить внимание на наш язык. Мы ничем так много и часто не грешим, как своим невоздержанным языком. Поэтому, прежде всего, обуздайте этого безудержного коня. Мы его победим, если удержимся от празднословия, осуждения. Наше слово — есть отпечаток слова Божия. У Бога есть Слово, и у человека есть слово. У Бога Слово — это сам образ Eго существа, Eдинородный Сын Божий. У человека слово — не пустой звук, а тоже отпечаток и образ его духа. Eсли бы наши слова собрать все воедино, то мы увидели бы свое собственное изображение.

Слово — дар Божий, которым наделен один только человек, чем он и отличается от прочих тварей Божиих. Слово — проводник наших чувств, желаний, мыслей, радости, печали. Словом держится союз и сила человеческого рода. Отымите слово, и все ниспровергнется в человеческом роде. Когда Господь хотел наказать за горделивый помысел древних людей, намеревающихся построить башню до небес, то прибег к очень простому средству: Он смешал их языки и тем самым разрушил их тщеславную попытку. Поэтому слово имеет очень великое значение в нашем человеческом обществе. Человека словом можно убить и принести величайшее зло и бедствие всему человеческому роду. И словом можно воскресить человека и сохранить целые города и государства. Спаситель говорит: «. что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12,36-37).

Слово нам дано для назидания ближних, для совершенствования, для прославления имени Божия. А не для того, чтобы из наших уст исходили гнилые, праздные, суетные, оскорбительные речи. Поэтому крайняя осторожность и умеренность в словах во все времена почиталась не только как великая христианская добродетель, но и как самое лучшее средство сохранения мирной счастливой жизни в человеческом обществе. Надо уметь владеть своим языком. Иметь воздержание в слове. Произнесенное наше слово — оно никогда даром не пропадает, не исчезает бесследно, не возвращается назад. Оно переходит в умы, сердца, уста других людей и рождает многочисленные чувства, пожелания, поступки. И, разросшееся в великое дерево с его плодами, оно непременно с нами встретится на Страшном Суде Божием. У невоздержанного человека, когда он находится в гневе, всегда сыпятся изо рта бесчисленные всякие поношения, укоризны на людей — даже ближних, даже ни в чем неповинных. Невоздержанный в слове человек, оказавшись в беде, изливает целые потоки ропота и жалоб на всех и вся. Поэтому, когда почувствуете, что сердце возмущено каким-то огорчением, взволновано, удержите свое слово и не вступайте в ссору, а постарайтесь поспешить утолить гнев ласковым словом. И вы более сделаете, чем раздражением и досадой. Воздерживаться от многословия — это самое лучшее средство к избеганию всех зол, неприятностей, как в семейной жизни, так и в общественной. Так велико значение доброго, мягкого слова.

Поэтому дни Успенского поста постараемся провести, прежде всего, не в многословии, а в воздержании языка от всяких лишних речей, помня народную пословицу: «Слово — серебро, а молчание — золото». Эти дни постараемся провести в тихости, смирении, в кротости, в снисходительности друг к другу, в любви. Это будет самой лучшей жертвою для прославления Божией Матери, в честь Которой Святая Православная Церковь и у
становила этот кратковременный, но строгий Успенский пост. «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви. Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение» (1-я стихира на вечерни 1-й седмицы Великого поста). Вот истинный и приятный пост, угодный Господу.

В первый день Успенского поста празднуется Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня — первый Спас. По преданию, в Константинополе издревле был обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в избавление от болезней. С 14 августа и до праздника Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали Крест народу для поклонения. Но празднество 14 августа установлено в 1168 году Константинопольским патриархом Лукою и Киевским митрополитом Константином при великом князе Андрее Боголюбском в память знамений от честных икон во время победы царя Мануила над сарацинами, а русского князя Андрея Боголюбского над язычниками, обитавшими в низовьях Волги. Случилось это в 1164 году. В первый день августа (по старому стилю) у греков совершилось сражение с сарацинами, а у русских с болгарами. В этот день после битвы в стане русских и греков наблюдалось дивное зрелище: от находившихся среди войска икон исходили лучи и осеняли полки. Греческий царь и русский князь обменялись посланиями об одержанных победах и об исходившем от святых икон сиянии. В знак благодарности Богу и был установлен этот праздник 1/14 августа с поклонением честному Кресту Христову и с торжественной службой Всемилостивому Спасу.

На Руси в этот день освящается новый урожай мёда, поэтому этот праздник ещё называется Медовым Спасом.

P.S. Газету с православным текстом просим не использовать в хозяйственных целях.

Редакционный совет Багаевского благочиния прихода храма Святителя Николая