Журавли нашей памяти

Общество

22 октября — Праздник Белых Журавлей

Праздник белых журавлей.

Как ты думаешь — он чей?

Праздник памяти и грусти,

Тех, кто не пришёл с полей.

Кто когда-то воевал,

Кто остался в этой мгле.

Всех, кто жизнь свою отдал

Ради мира на земле!

В этот день вспоминают тех, кто положил свои жизни на алтарь победы на полях сражений. Почему же именно журавль является символом этого поэтического праздника? В Японии белый журавль — олицетворение долголетия, в Китае — символ бессмертия, в христианстве — добропорядочности и терпения, у африканских народов — посланник богов. На Кавказе говорят, что души погибших в бою воинов превращаются в белоснежных журавлей и вздымаются ввысь. Журавль — светлый знак освобождения и бессмертия, символизирует мир и процветание. А его полет — возрождение как морального духа, так и физического тела.

Праздник Белых Журавлей предложил отмечать поэт Расул Гамзатов, автор одноименного стихотворения «Журавли». Расул Гамзатов — особая страница многонациональной советской поэзии и всей отечественной культуры XX века. Родился в сентябре 1923 года в дагестанском селе Цада. За выдающиеся достижения в области литературы отмечен многими званиями и премиями Дагестана, России, Советского Союза и мира. Творческий путь начал с девяти лет. Очень рано его стихи попали в газеты и журналы. Первый сборник стихов был издан в 1943 году на аварском языке. Многие его произведения впоследствии становились песнями.

Стихотворение «Журавли» Расул Гамзатов написал под впечатлением посещения известного памятника белым журавлям в Хиросиме и рассказа о хиросимской девочке — жертве последствий ядерной бомбардировки, которая умерла, не успев вырезать из бумаги тысячу журавликов.

В августе 1945 года в Хиросиме раздался удар атомной бомбы. В результате взрыва пострадали десятки тысяч людей. Когда на город сбросили атомную бомбу, Садако было два года. Семья ее жила в нескольких километрах от места трагедии и потому не пострадала. Но через 10 лет эхо ядерного взрыва достигло стен их дома. Отравленные радиацией воздух, вода, земля отняли жизненные силы Садако, она заболела тяжелой лучевой болезнью — лейкемией. Девочка не оставляла надежды на исцеление. В Японии есть обычай: если сделаешь тысячу белых журавликов из бумаги — исполнится твоя заветная мечта. В госпитале она вырезала из бумаги журавликов, веря в легенду. Изо всех сил старалась сделать тысячу бумажных журавлей, но успела только 644. Болезнь оказалась сильнее. Чуда не произошло. Садако умерла 25 октября 1955 года. А ее мечта стала мечтой тысяч людей.

В прозаической книге «Мой Дагестан» Расул Гамзатов вспоминал: «Увидев в Хиросиме проект памятника простой японской девочке с журавлем в руках, узнав ее историю, я испытал глубокое волнение, которое вылилось потом в стихи. У памятника, я видел впечатляющее зрелище — тысячи и тысячи женщин в белой одежде. Дело в том, что в трауре японские женщины носят белое одеяние, а не черное, как у нас. Случилось так, что когда я стоял в толпе в центре человеческого горя, в небе появились вдруг настоящие журавли. Говорили, что они прилетели из Сибири. Их стая была небольшая, и в этой стае я заметил маленький промежуток».

Возвращаясь из Японии в Москву, поэт не мог не думать об увиденном. Он думал о своей матери, весть о кончине которой пришла в Японию. Вспоминал братьев, погибших в Великую отечественную войну. И написал стихотворение «Белые журавли». Марк Бернес, прочитав его в журнале «Новый мир», услышал в нем что-то свое (Бернес в то время был безнадежно болен) и почувствовал, что эта песня может стать его прощанием, личным реквиемом. Убедив Гамзатова изменить несколько слов в русском тексте, Марк Бернес обратился к своему другу Яну Френкелю с просьбой написать музыку. В результате «джигиты» уступили место солдатам всех народов, павшим в той страшной войне, а «речь аварская» — общечеловеческой боли и скорби. Стихотворение обрело более широко значимый, всеохватывающий смысл. 8 июля 1969 года Марк Бернес приехал в студию. Он уже знал, что дни его сочтены, поэтому очень торопился записать песню, ставшую последней песней в его жизни. Во время записи в глазах певца стояли слезы. 16 августа Марк Бернес ушел из жизни. По завещанию, на похоронах звучали его любимые песни, среди них и «Журавли».

Дни Белых журавлей были основаны по инициативе Гамзатова в 1986 году, отмечаются в высокогорном дагестанском селении Гуниб и стали не только национальным Днем памяти, но и
международным праздником поэзии. Здесь собираются представители дагестанских народов и народов других республик, чтобы вспомнить погибших воинов. С годами этот день стал символом общей судьбы русского народа и многочисленных народов Кавказа.

В 2009 году ЮНEСКО провозгласил: 22 октября — Праздник Белых Журавлей, занеся его в международный список памятных событий. Это день солидарности и поэтической песни о погибших в войнах, террористических актах, всех безвременно ушедших солдат и мирных жителей во всем мире. Мы вспоминаем погибших в Хатыни и Хиросиме, Чечне и Каспийске, Нью-Йорке и Москве.

Гамзатовские журавли призывают к миру и братству: «Берегите матерей!», «Берегите детей!», «Берегите жизнь на земле!»

Я белого журавлика сложу

Из тоненького листика тетради,

На нём одно лишь имя напишу —

Того, кто бился насмерть, жизни ради.

Я отпущу его — пускай летит,

Поздравит всех, кто помнит, как когда-то

Погибли, но позволили нам жить

Простые парни — русские солдаты.