28 августа — день Успения Божией Матери

Общество

В этот день мы как бы встаём среди апостолов у одра Божией Матери и приносим Ей свои благодарственные молитвы

После смерти и Воскресения Своего Божественного Сына Пресвятая Богородица прожила еще около двадцати лет. Апостол Иоанн, в доме которого в Иерусалиме Она поселилась, заботился о Ней как нежный и внимательный сын. Да и все остальные апостолы очень почитали Матерь Божию. Частенько они собирались все вместе, чтобы послушать Её рассказы о детстве Иисуса Христа, Его отрочестве, юности.  Апостолы узнали о Благовещении Архангела Гавриила; о рождении Спасителя в пещере для скота; о встрече с праведным Симеоном; о поклонении волхвов; о злобе царя Ирода, избиении невинных младенцев и бегстве Святого Семейства в Египет.  Все они плакали, когда вспоминали страдания и крестную смерть Учителя.

Пречистая Богоматерь испила всю ту горькую чашу, которую Ей судил Господь. При Кресте, при Гробе Она вкусила сполна всю ту горечь, которую испытал Её Божественный Сын. И теперь Она пребывала в постоянной молитве, устремляясь на Небо, но для укрепления Церкви Она была нужна ещё на земле.

Разойдясь по разным странам с проповедью Слова Божия, апостолы рассказывали везде и о Матери Спасителя. Многие из уверовавших во Христа стремились в Иерусалим, чтобы увидеть Ту, руки Которой носили Владыку всей Вселенной, услышать Её рассказы о Господе.

Глядя на прекрасный лик Божией Матери, слушая Её благодатные слова, люди наполнялись необыкновенной духовной радостью, забывая свои несчастья и беды.  Каждому приходящему к Ней Матерь Божия становилась как бы матерью – любящей, доброй и милосердной. До самых последних дней Она молилась Господу за весь грешный мир; чем могла, помогала бедным и больным; утешала страждущих; заботилась о детях-сиротах и вдовах.

Божией Матери было уже около семидесяти лет, когда однажды во время молитвы на Елеонской горе Ей явился Архангел Гавриил. Он вручил пальмовую ветвь и возвестил, что пришло время Её отшествия от земли на Небо. Несмотря на грустное известие, тихая радость охватила Богоматерь — наконец-то окончилась Её разлука с Иисусом Христом. Вернувшись, домой, Богородица рассказала, Иоанну о предстоящем событии и начала делать предсмертные распоряжения о Своих земных делах и о Своём погребении. Немногие Свои вещи, большею частью относившиеся к Её рукоделию, Она раздала вдовам и девицам, Её посещавшим. И затем с молитвою и с трепетным желанием соединиться с Христом ждала приближения Своего смертного часа. Лишь об одном горевала Матерь Божия — Ей хотелось проститься со всеми апостолами и благословить их, но они были слишком далеко от родных мест.

Но Богу возможно всё – Господь исполнил желание Своей Матери: апостолы чудесным образом были перенесены в Иерусалим. Когда они узнали, по какому поводу их так внезапно собрали здесь, то очень опечалились. Ведь они любили Богородицу как родную мать, и не хотели с Ней расставаться. «Мы останемся без Тебя сиротами…» – едва сдерживая слезы, говорили посланники Христовы. Она же, благословив их, обещала не оставлять и их, и всех христиан без помощи и после Своей смерти; быть по-прежнему всем Заступницей и Ходатаицей уже перед Самим Господом Богом.

И вот наступил этот печальный день. Погруженная в глубокую молитву, Матерь Божия возлежала на украшенном ложе. Проводить Её в последний путь собрались многие. В девятом часу утра комната внезапно озарилась необыкновенным светом. Все увидели, как верхняя часть дома отверзлась и Сам Господь Иисус Христос с множеством Ангелов и святых сошёл к одру Своей Матери и принял в Свои руки душу Пречистой – в этот миг лицо Её засияло как солнце, от тела разлилось дивное благоухание, Она как бы уснула сладким сном.

Кстати, в церковно-славянском языке погружение в сон и мирная кончина одно слово – успение. Поэтому-то кончина Божией Матери и называется Успением.

Присутствующие стали прощаться с Богородицей – и сразу же начались чудеса. Одно прикосновение к одру Почившей исцеляло все недуги – слепые прозревали, глухие начинали слышать, хромые отбрасывали прочь костыли.

С пением священных гимнов апостолы понесли одр к месту погребения. Печальную многолюдную процессию «сопровождало» неожиданно появившееся светозарное облако в виде венца.  Положив тело Божией Матери в погребальную пещеру, апостолы закрыли вход в неё большим камнем.

Один лишь апостол Фома не присутствовал на погребении Пресвятой Богородицы. В Иерусалим он прибыл на третий день после её кончины.  Апостолы, чтобы дать ему возможность проститься с Пресвятой Девой, проводили его к пещере, где была погребена Пречистая, а когда открыли гроб, то он оказался пустым – тела Божией Матери не было. Святитель Григорий Палама пишет: «Если душа, имеющая благодать Божию, оставляя земное, возносится  к небу, как это стало ясно из многих примеров, то как могло быть не вознесено от земли на небо тело, не только принявшее в себя Сего Единородного и Предвечного Сына Божия, неиссякаемый источник благодати, но и родившее и явившее Его?». Таким образом, не только душа, но и само тело Божией Матери было взято на Небо.

Пресвятая Дева, будучи рождённой от смертных родителей, приняла естественную человеческую кончину, но Её смерть, скорее, была успением, неким отдохновением от земных трудов, за которыми последовала Вечная Жизнь. За любовь к Богу, смирение и чистоту Она удостоилась величайшего прославления, как на земле, так и в Царстве Небесном. Её почитают и прославляют многие народы, в Её честь строятся храмы в разных частях света. Как и прежде, Пресвятая Дева не оставляет страждущих людей, обращающихся к Ней за помощью.

В праздник Успения Богородицы Православная Церковь вспоминает чудесное Её восшествие к Богу. В храмах для почитания верующими износится плащаница с изображением Пресвятой Девы Марии. В этот день мы как бы встаём среди апостолов у одра Божией Матери и приносим Ей свои благодарственные молитвы. Прославляем и величаем Её особенную добродетельную жизнь, за которую Она была удостоена вознесения в Небесные обители. Праздник Успения напоминает нам, что, если человек живёт на земле с Богом, предвкушая Небесную жизнь, то после смерти, как бы после некого успения, он рождается для Жизни вечной, удостаиваясь вечного пребывания с Богом.

Прославляя Владычицу Богородицу, будем просить, чтобы Она дала нам силы и помощь совершать здесь земное поприще и готовиться к вечному пребыванию на Небесах, чтобы Она укрепляла нас, малодушных и немощных. Будем взывать к Ней и мыслями, и чувствами, и словами и, прежде всего, делами, жизнью своей, чтобы, придя к Ней, мы могли сказать непостыдно: «Не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати».

Редакционный совет Багаевского благочиния прихода храма Святителя Николая