За последние полтора года на российском авторынке произошли серьезные изменения. Большинство иностранных производителей остановили свои заводы в России и поставки, а некоторые объявили о полном уходе и продаже активов. Среди ушедших – иномарки Toyota, Renault, Nissan, BMW, Mercedes-Benz и другие бренды.
Активы некоторых автоконцернов переданы российским госструктурам и предпринимателям. Так, бывшие заводы французской Renault и японской Nissan перешли «АвтоВАЗу».
Европейские, американские и японские автомобили продолжают поступать в Россию путем параллельного импорта. И здесь есть свои сложности: приспособленность к другому климату (не российскому), отсутствие гарантийного обслуживания, затраты на логистику. По словам эксперта Газеты.ru, российский авторынок вернулся к 90-м, когда клиенту за его деньги могут привезти все что угодно, но с повышенными рисками и без гарантийного обслуживания.
ОХАРАКТЕРИЗОВАЛИ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ АВТОПРОМ
Согласно опросу экспертов среди 1880 российских автовладельцев, 42% из них считают, что отечественный авторынок изменился в худшую сторону за последние два года, а 32% – что, напротив, он улучшился. Еще 14% не видят изменений, а 12% затруднились ответить.
Что касается ситуации на дорогах, 52% респондентов заметили уменьшение количества американских автомобилей, и 36% – европейских. Также около половины (48%) автолюбителей отмечают, что стало больше отечественных марок машин.
Что важно, более половины (53%) респондентов доверяют автомобилям отечественного производства. Чаще всего готовы ездить на машинах LADA (25%) и Aurus (12%).
В открытом вопросе мы попросили респондентов одним прилагательным охарактеризовать отечественный автопром. Наиболее популярные ответы:
Ненадежный/плохой – 7%
Надежный – 5%
Развивающийся – 5%
Некачественный/никакой – 3%
Доступный/дешевый – 3%
Качественный – 3%
Дорогой – 2%
Нормальный/простой – 2%
Родной – 2%
В целом 62% респондентов задумывались в последние два года о смене автомобиля. И чаще россияне рассматривают для покупки иномарки (47%): 26% – новые, 21% – подержанные. Также 15% автовладельцев планировали приобрести российский автомобиль: 12% – новый, и 3% – с пробегом.
Автомобили подорожали
Еще одна проблема – стремительный рост цен, вызванный валютными колебаниями и дефицитом иномарок. По данным Росстата, в 2022 году средняя цена на новые и подержанные автомобили подскочила на 24%. И цены продолжают двигаться вверх: по оценкам Автостата, за последний месяц на российском рынке более 15 автомобильных брендов подняли стоимость на свои марки.
Абсолютное большинство (91%) опрошенных отслеживают цены на автомобили. Чаще всего интересуют такие марки, как Toyota (24%), LADA (22%), Kia (20%). Также 15% отслеживают стоимость на автомобили Hyundai (15%), 12% – Volkswagen, 11% – Nissan, 10% – Haval. Также в десятку популярных ответов вошли Mazda, Skoda и BMW (по 9%).
Только 4% опрошенных отмечают умеренный рост цен на автомобили – в пределах 10%. Также 38% считают, что стоимость машин выросла на 10-30%. Треть (32%) автовладельцев отмечают рост цен на 30-50%, 15% – на 50-70%, и 11% – более, чем на 70%.
Новые китайские иномарки
Тем не менее, ситуация на российском авторынке налаживается. После падения рынка в сложном 2022, в нынешнем году количество проданных автомобилей выросло на 41%. И, как прогнозирует Автостат, положительная динамика продолжится до конца года.
Место европейских, японских и американских автомобильных брендов сегодня занимают марки из Китая – их доля оценивается Автостатом в 52%. Российским же брендам достается доля в 31%. Остальные 17% делят между собой продажи американских, европейских, японских, корейских машин, поставляемых параллельным импортом.
Большинство (56%) автовладельцев относятся нейтрально к нашествию китайских иномарок, 29% – положительно, и 15% – негативно.
Заметили появление новых китайских марок в продаже76% опрошенных. Наиболее известные – Chery (48%), Geely (42%), Tank (35%). По 34% опрошенных знают китайские автомобили Exeed, Omoda и Changan, 30% отметили марку JAC. В десятку популярных китайских иномарок также вошли Foton (13%), Evolute (13%) и Dongfeng (11%).
ТОП-5 привлекательных для покупки китайских иномарок – Chery (27%), Exeed (23%), Geely (21%), Omoda (19%) и Tank (18%).
В целом 17% опрошенных россиян на данный момент водят автомобиль LADA, 10% – Toyota, 9% – Kia. Также 8% имеют Hyundai, 7% – Renault, 6% – Nissan, и тоже 6% – Volkswagen. Распространенными марками также оказались Chevrolet (4%), Mazda (4%) и BMW (3%).
Только 4% респондента меняют автомобиль хотя бы раз в два года. Более четверти (28%) покупают новую машину приблизительно каждые три-пять лет, 38% – раз в шесть-десять лет, и 30% – реже.
Участники опроса поделились, как они шутливо называют свой автомобиль. Представляем ТОП-7 ответов:
Ласточка – 11%
Машина/Машинка – 9%
Красавица/Красавчик – 3%
Тачка – 3%
Малыш – 2%
Любимая/Любимка – 2%
Девочка – 2%
А как вы называете свою машину?
Инфографика: Анкетолог-Вк