Байкало-Амурская магистраль (БАМ) — железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, одна из крупнейших в мире (4300 км). Решение о ее строительстве принято 13 апреля 1932 г.
Не хватало рабочих рук. И в 1938 г. здесь уже трудились более 150 тыс. заключённых. Первыми начались работы по подходам к будущей дороге от Транссиба, чтобы подвозить грузы для обеспечения хода строительства. Во время Великой Отечественной войны рельсы с построенных участков вывезли для строительства Волжской рокады под Сталинградом. Железная дорога от Иловля (вблизи Сталинграда) до ст. Свияжск (вблизи Казани) была жизненно необходима. А после того, как немцы вышли к Волге, ее значение возросло еще сильнее.
В июле 1951-го по линии Тайшет-Братск-Усть-Кут (Лена) прошёл первый поезд, а в 1958м участок сдали в постоянную эксплуатацию.
Строительство современного БАМа началось 5 апреля 1972 г. В 1974-м вышло Постановление «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали».
«Даешь БАМ!» — обратился Леонид Брежнев к молодежи. Комсомольцы ответили «Eсть!» и прямо из зала съезда отправились на вокзал. В апреле 1974 г. создан Всесоюзный ударный комсомольский отряд им. XVII съезда ВЛКСМ. За 12 лет основные работы на магистрали были завершены.
Новый подход советской власти основывался на поощрении строителей материальными благами: высокие зарплаты (до 700-750 руб., в то время как средняя по стране — 150 руб.), сертификаты на получение автомобилей (необходимо непрерывно проработать не меньше 2,5 лет), лучшее материально-бытовое обеспечение (снабжение дефицитом, фруктами/овощами, доступ к товарам иностранного производства — одежда, бытовая техника). Такие меры помогли привлечь на строительство сотни тысяч добровольцев. Самые сложные участки трассы восточнее Тынды, расположенные в безлюдных и труднодоступных местах, строили железнодорожные войска. Без помощи Минобороны и МВД построить БАМ к 1984 г. не получилось бы.
Строительство некоторых участков затянулось на долгие годы. Так, самый длинный Северомуйский тоннель (15343 м) начали строить в 1977-м, но до конца его пробили только в марте 2001 г. 14 сентября 1975 г. было уложено «серебряное» звено линии Тында-Чара, а в декабре прошел первый поезд от Усть-Кута до п. Звездный. 29 сентября 1984 г. состоялась «золотая» стыковка на разъезде Балбухта, когда встретились строители, продвигающиеся навстречу друг другу 10 лет. 1 октября уложили «золотые» звенья на ст. Куанда и торжественно открыли монумент славы строителей БАМ. 27 октября на митинге в г. Тында состоялось официальное открытие сквозного движения поездов по всей магистрали. В эксплуатацию Министерству путей сообщения дорогу сдали только в 1989-м. И лишь в 2003 г. в вопросе строительства окончательно поставлена точка, когда закончили возведение Северомуйского тоннеля.
БАМ — очень сложный проект: более половины железной дороги проходит в зоне вечной мерзлоты, горные хребты, пересекает 11 крупных рек, более 2000 мостов.
Стоимость строительства в ценах 1991 г. — 17,7 млрд руб. БАМ стал самым дорогим инфраструктурным проектом в истории СССР.