Священная Библейская история. Ветхозаветная Пасха

Общество

Священная Библейская история, как и всякая другая история, имеет своим основанием факты

И в этом смысле можно говорить о буквальном, историческом понимании Библии, которая по праву должна занимать первое место среди исторических наук. Так как она является неисчерпаемым источником нравственного и высшего исторического воспитания для каждого более или менее способного к серьёзной интеллектуальной жизни человека. Библия повествует о реальных события, которые могут быть подтверждены из других, небиблейских источников.

Если любая история воспитывает гражданина Родины и даёт умственное развитие, то Священная Библейская история стоит выше, так как её главным предметом являются глубинные основы человеческого духа, в ней раскрываются глубочайшие законы всемирного исторического развития. Она ярко и поучительно раскрывает тайну домостроительства Божия, которая заключается в спасении отпавшего от Бога человека.  Идея спасения человеческого рода является главной идеей всей Библейской истории, где показано, как на протяжении тысячелетий идёт упорная борьба сил добра и зла за человеческие души.

Священная история описывает реальные события, которые имели и имеют место в истории человеческого рода.  Выражаясь меткими слова Ф.М.Достоевского, можно так охарактеризовать всё содержание Священной Библейской истории: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Читая Священную Библию, надо всегда помнить, что она не научный трактат и не философская доктрина, а Книга, заключающая в себе богооткровенные истины о спасении человечества. Она повествует нам, как и что сделал Господь по своей любви для человечества при посредстве израильского народа, чтобы дать спасение всем народам и всем людям. «Поэтому чтение Библии необходимо сделать делом всей жизни, а саму жизнь осмысленным исполнением Заповедей Божиих. Ведь Слово Божие помогает в трудных обстоятельствах не только обрести внутреннее равновесие, но и почувствовать, что Господь рядом, найти силы противостоять злу, устоять в искушениях». (Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси, +2008 г.)

Знакомясь с Ветхозаветной историей, мы узнаём, что целью Ветхого Завета было подготовить людей к принятию Мессии, Спасителя, Избавителя.

Обратимся к конкретным историческим фактам.  Представитель израильского народа Иаков со своими сыновьями переселяется в Египет, и долгие годы его потомки мирно и спокойно живут в этой стране, потому что этот народ в лице Иосифа приобрёл могущественного и заботливого покровителя – фараона. Шли годы.  Умерли Иосиф и его братья. Семья Иакова быстро размножилась и вскоре превратилась в целый народ, который назывался израильским. Тем не менее, израильтяне оставались чужеземцами среди египтян.     Сначала израильтяне ревностно хранили веру своих отцов, но затем постепенно попадали под влияние египетских религий и становились идолопоклонниками. За отступление от веры в единого Бога – Бога Авраама, Исаака и Иакова Господь наказал еврейский народ тем, что они вскоре стали рабами. И по прошествии некоторого времени, после смены династии фараонов, местные правители стали усматривать в присутствии израильтян на территории страны скрытую опасность.

И вот наступил момент, когда подозрения и страхи египтян в отношении пришельцев переросли в определённую политику. Фараоны стали угнетать израильский народ, обрекая его на каторжный труд в каменоломнях, на строительстве пирамид и городов. Израильтяне, несмотря на жестокие притеснения, продолжали размножаться и в таких условиях. Тогда фараон издал жесточайший указ своим подчинённым отбирать новорождённых мальчиков из еврейских семей и бросать их в Нил, чтобы извести племя Авраама.  Но ведь именно с ним и установил Господь свой завет-союз, именно израильтяне должны были хранить веру в Единого Бога и подготовить себя и мир к пришествию Спасителя. И потому Господь вмешивается в ход человеческой истории и спасает избранный народ, являя в нём Свою волю.  Для избавления евреев из египетского плена Господь избрал великого пророка и вождя Моисея.

История его избрания такова. Однажды в еврейской семье родился мальчик, и мать долгое время скрывала его, опасаясь, что младенец будет умерщвлён.  Но когда более скрывать его уже стало невозможно, она сплела корзинку из тростника, осмолила её, положила туда своего младенца и пустила корзинку по водам Нила.  Тот, кому Господь судил спасти еврейский народ, не мог погибнуть в водах Нила. Невдалеке от того места купалась дочь фараона. Увидев корзину, она повелела выловить её из воды и, открыв, обнаружила в ней прекрасного младенца. Дочь фараона сразу догадалась, что нашла израильского ребёнка, и поскольку в глубине души она осуждала бесчеловечный приказ отца, то решила взять дитя под своё покровительство и стала воспитывать, дав ему имя Моисей, что в переводе означает «взятый из воды» (Исх.2:10).

Моисей воспитывался при дворе фараона, но питала его молоком собственная мать, которая была приглашена в дом дочери фараона в качестве кормилицы.  Так по промыслу Божию ребёнок благополучно вернулся в объятия своей родительницы.

Моисей воспитывался как египетский аристократ, но знал, что принадлежит к израильскому народу. Однажды, когда он был уже взрослым и сильным, произошло событие, имевшее неисчислимые последствия. Увидев, как надсмотрщик избивает одного из его соплеменников, Моисей вступился за беззащитного и умертвил египтянина. И тем самым поставил себя вне общества и вне закона. Единственной возможностью спастись оказался побег.  И Моисей уходит из Египта. Он поселяется в Синайской пустыне, и там, на горе Хорив, происходит его встреча с Богом.  Моисей слышит глас Божий, он видит удивительный знак: горящий и несгорающий куст, неопалимую купину.  Из этого куста до Моисея доносится повеление вернуться в Египет и вывести народ израильский из плена. По повелению Господа Моисей должен был явиться в Египет к своим единоплеменникам и объявить старейшинам Божественное определение об освобождении народа из египетского рабства и о переселении их в обетованную землю. Моисей при этом должен объявить, что такова воля Бога их отцов Авраама, Исаака и Иакова.

Но фараон не соглашается, ибо не хочет лишиться множества рабов. И тогда Бог наводит казни на Египет. Страна то погружается во тьму солнечного затмения, то её поражает страшная эпидемия, то она становится добычей насекомых. (Исх. 8:21). Но, ни одно из этих испытаний не в силах устрашить фараона. И тогда Бог особым образом наказывает фараона и египтян. Он карает каждого перворождённого младенца в египетских семьях. А чтобы не погибли младенцы израильские, которым надлежит покинуть Египет, Бог повелел, чтобы в каждой еврейской семье был заколот агнец и его кровью окроплены косяки и перекладины дверей в домах. Сыны Израилевы исполнили повеление Божие.  Библия повествует о том, как ангел Божий, воздающий отмщение, прошёл по городам и весям Египта, неся смерть первенца в жилищах, стены которых не были окроплены кровью агнцев. Эта последняя казнь египетская настолько потрясла фараона, что он отпустил израильский народ.

С этого времени Господь установил для израильтян праздник, называемый Пасха. Слово «пасха» (по-еврейски) «песах» означает «прохождение мимо» — Господь прошёл мимо домов израильтян, когда наказывал египтян. Каждый год в этот праздник израильтяне должны были есть ягненка с пресным хлебом, вспоминая своё избавление. Еврейская Пасха – праздник избавления Израиля из египетского плена.

Ветхозаветная Пасха является прообразом новозаветной Пасхи, а ветхозаветный агнец – прообразом новозаветного Агнца – Господа нашего Иисуса Христа. Закланный ветхозаветный агнец является умилостивительной жертвой Богу за еврейский народ. Его мясо предлагается евреям для трапезы, а его кровью еврейские первенцы избавляются от смерти. Подобно этому в Новом Завете Христос, Агнец Божий, приносит Себя на Кресте в умилостивительную Жертву Богу Отцу за грехи всего человечества. Кровью Его мы все избавляемся от рабства диаволу. За Божественной Литургией Он предлагает всем верным в снедь Свое Тело и Кровь «во оставление грехов и жизнь вечную».  В ночь празднования Пасхи еврейский народ как бы воскрес для новой, свободной жизни, ибо в эту ночь он покинул страну рабства. Подобно этому в день Воскресения Христова Господь призывает нас покинуть мир рабства диаволу и перейти в мир истинной свободы и счастья, который может осуществляться только с Богом и в Боге.

«Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить», — говорит Христос (Мф.5:17).  «Христос – новая Пасха, жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира», — сказано в одном из богослужебных текстов Православной Церкви. А в замечательном произведении второго века, поэме святого Мелитона Сардийского «О Пасхе» Христос говорит о Себе: «Я – Пасха спасения, Я — Агнец, закланный за вас, Я — искупление ваше, Я – жизнь ваша, Я — воскресение ваше, Я – свет ваш, Я – спасение ваше».

По материалам Священной Библейской Истории, архиепископ Вениамин (Пушкарь).

 Информацию предоставил редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая

Фото vk Приход храма Святителя Николая ст. Багаевской