Быть христианином означает всегда быть на страже своей души

Общество

В этой статье собраны полезные советы, мысли святых отцов, отцов Церкви о том, каким должен быть христианин

Мы называем себя христианами. Но не так просто именоваться таковыми. Ведь самим названием – христианин – мы причисляем себя к последователям Христа. А значит и пример должны брать с Него. Наоборот, очень часто христиане забывают об этом эталоне поведения, который дал нам Иисус Христос. И начинают собирать достояние прямыми и ложными путями, без нужды, преступая интересы ближнего, обижая его. Можно ли узнать в человеке христианина, если он со злобой и враждой относится к своему ближнему? Совесть человека всегда подсказывает ответ на этот вопрос. Она обличает каждый наш нехристианский поступок, каждое отступление от заповедей Спасителя.

Если мы христиане, значит, в нас должны быть те же чувства, которые в Иисусе Христе. Гордость, любостяжание, злоба, зависть, осуждение и т.д. – всё это чуждо Богу. Более того, Господь, Который воплотился на земле ради нас, ради нашего спасения, до того смирил Себя, что претерпел самую позорную смерть, которая была на земле – безвинно был распят на кресте. Владыка неба и земли, не имеющий ни единого греха, весь свой земной путь прошёл, не имея пристанища на земле, в конце своей земной жизни претерпел страшные мучения. Его любовь простиралась даже к врагам. О них Он молился на кресте. Есть ли в нас, хоть какое-то подобие этих высоких добродетелей?

Быть христианином означает всегда быть на страже своей души, постоянно следить за своими мыслями, чувствами, поступками. В дни Великого поста всем нам нужно внимательнее всмотреться в себя и понять, насколько мы соответствуем званию христианина, и постараться исправить то, что не отвечает ему.

Непрестанное делание христианина, которое и на одну секунду в течение всей жизни не должно останавливаться – это покаяние. Покаянный настрой даёт надёжное основание для всего остального в духовной жизни. Без раскаяния, невозможно ни в чём преуспеть.

К покаянию и слезам о своей греховной жизни нужно прибавлять молитву. Человек ни  умом, ни силами своими не может сделать ничего доброго. Поэтому хорошим правилом для христианина начинать каждый новый день и любое дело молитвой. Пусть она будет кратка, но будет регулярно следовать в продолжение всего дня. Иногда лень помолиться. Но нужно себя заставлять, тогда молитва войдёт в привычку и станет неотъемлемой частью всей жизни, словно воздух для дыхания. Понуждение и проявление воли также необходимы и в борьбе со страстями. Гораздо легче согрешить, чем заставить себя воздержаться от зависти, лести, вражды, осуждения,  излишества в пище, питие и сне.  Ведь каждый из нас этих греховных проявлений в себе не замечает, а больше наблюдает за окружающими, в которых видит малейший грех.

Все дела христианину подобает делать в состоянии внутреннего мира. Для этого нужно обеспечить себе состояние информационной безопасности. Но современная жизнь такой покой не может дать. Мир лежит во зле. И это зло хочет проникнуть в душу человека. Покой и внутренний мир может дать Святая Церковь через богослужения, Святые Таинства, молитву в Церкви и дома. Церковная и келейная молитва поддерживает и возбуждает жизнь души, очищает её. В Церкви мы отделяемся от житейской суеты, просветляемся, освящаемся, соединяемся с Богом.

Григорий Палама, чью память мы празднуем во второе воскресенье Великого поста, защищал древнее воззрение Церкви о том, что благодать Божия – это Сам Бог. Что для нас самое главное в духовной жизни? Это, конечно, то, что, молясь, постясь, делая добрые дела, участвуя в Церковных Таинствах, мы не только получаем от Бога некие богатства духовные, мы  Его Самого принимаем и с Ним соединяемся. Чтобы быть с Ним всегда, нужна молитва. А молитва – это дыхание души,  разговор человека с Богом, чудесная  способность  человеческого духа обращаться к Богу. Не может любящая Бога душа не говорить с Ним.

Всех нас неминуемо ждёт Страшный Суд. Чтобы оправдаться на нём, нужно сейчас не оправдываться в своих грехах, а наоборот обличать себя и постоянно исправляться. Жалеть всякого злого человека, а не злиться на него, угождая тем сатане. Нам надо быть всегда кроткими, незлобными, милосердными, терпеливыми. Всегда помнить, что зло побеждается не злом, а только добром.

Всегда нужно думать о Боге, о Его делах и благодеяниях для рода людского, всегда удаляться от дел лукавых и злых. Эти искушения диавольские состоят в том, что он прельщает нас любить мирское, всё земное: богатство, славу, пищу, знатность, сладости земные и не думать о Боге и вечном блаженстве. В наших мыслях, в нашем сознании есть сила злая, которая будет удалять нас от Бога.  А так же будет  внушать суетные мысли, желания,  возбуждая к злобе, зависти, гордости, безделью, непослушанию, упрямству, невоздержанию. Ей-то нам и надо идти наперекор.

Первое грехопадение произошло из-за невоздержания. Всякий грех происходит от него. И чтобы приблизиться к Богу, христианину нужно облечься в орудие воздержания, поста и молитвы, которыми побеждается диавол. Но не просто научиться воздерживаться от греха, держать пост, не уклоняться от молитвы. Как телу спортсмена  нужна тренировка для победы, так и душу нужно упражнять чтением духовных книг и богомыслием.  Послабление или не соблюдение поста в должной мере возможно только по причине болезни или другой немощи.

Благоговейное чтение Евангелия, изучение закона Божия, благоговейное и вдумчивое участие  в богослужение, чтение духовной литературы – всё это неотъемлемая часть христианской жизни.

Нужно стараться окружать себя благочестивыми людьми, а если и приходится находиться и общаться с людьми, далёкими от веры в Бога, то нужно говорить осмотрительно, разумно.  Кротость и молчаливость всегда украшают христианина. Великое дело – научиться разумному молчанию. Известный старец Святой Горы Афон архимандрит Эмилиан (Вафидис) говорил о благочестивом наставлении, которое давала  внуку его бабушка: «Чем больше ты будешь молчать, тем  больше в тебе будет говорить Бог».  Удивительные слова, не правда ли?

Во все дни, особенно в дни Великого поста, нужно стараться быть довольными даже самой скромной трапезой, смиряться до конца. Не делать это и многое другое доброе напоказ, как фарисей, а всё тайно и молчаливо.

На жизненном пути всякому человеку предстоит преодолеть скорби и искушения.  Боль, огорчение, печаль, тревога, душевное страдание — всё это столь знакомо нам, что, кажется, сопутствовало человеческой жизни всегда. Однако это не так. Душа была сотворена Богом для радости, и именно радость присуща ей по природе. Ведь Бог есть мир и радость, а душа – дыхание Бога, она создана Им и к Нему стремится. Огорчение рождается в нашей душе от эгоизма.  И потому можно с уверенностью сказать, что огорчение и уныние чужды нашей богозданной природе. Они ничем не могут быть оправданы, хотя и встречаются в нашей жизни повсеместно.

Скорби, болезни, искушения  посылаются человеку или для пресечения зла, или для вразумления, или за прежние грехи, или за славу в будущей жизни. Чтобы все эти дары воспринимать, нужно посылаемое Богом принимать с благодарностью и доверием Ему. Приятно, неприятно – за всё следует благодарить Бога.  Пришла  скорбь какая-то или болезнь, говорите: «Слава Тебе, Господи!» Болезнью, скорбями Господь духовные раны нашей души исцеляет. Не будем никогда роптать, ибо ропотом и отчаянием мы отталкиваем от себя Божественную помощь. Вспомним праведного Иова, в одночасье потерявшего всё имущество, детей. И в таком, казалось бы, бедственном положением он оставался верен Богу и Его Промыслу о себе. Как бы ни страдал человек, следует быть благодушным, терпеливым, благодарящим Бога. Много пользы мы получаем от своих страданий. Это лекарство, которое исцеляет наши духовные немощи.

Злоба злобу не уничтожает. Тем, кто делает вам зло, вы делайте добро, чтобы добрыми делами уничтожить злобу. Пока живёте, спасайтесь, не теряйте времени. Плачьте о своих грехах, молитесь, смиряйтесь.  Будьте готовы к смерти, знайте, что, когда оставите этот свет, будете позваны на ответ.

Если пришли плохие мысли, то скажем: «Господи, избавь меня от них». Если рассердились на кого или осудили за что, то обратитесь к Господу и скажите: «Согрешила, Господи! Прости меня, горделивую, небрежную».

За обидчиков молитесь, они ваши друзья, через них Господь даст вам венцы, а если ропщите, то лишитесь венцов. Спаситель так и заповедал: «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф.5,44). Молясь за них, мы смиряем себя, изживаем нанесённые нам обиды и призываем на недругов милость Божию.

Сокращайте свои ненужные мысли, вспоминайте чаще о Боге, взывайте к Нему с покаянием. Считать себя виновными, грешными – это значит смирять себя. Сам Господь наш Иисус Христос учит: «Терпением вашим спасайте души ваши»  (Лк. 21,19).

Информацию по материалам книги «Как жить по воле Божией», протоиерея Валентина Мордасова (10.03.1930 — 19.07.1998 гг.) предоставил редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая

Фото donland.ru