Что известно о подземном городе ХАМАС в секторе Газа

Общество

На нескольких подземных уровнях находятся коммуникации, которые сложно уничтожить не только высокоточным оружием, но и специализированными боеприпасами.

Фото: Военная хроника в VK

Когда начали строить подземный город?
  По некоторым данным, подземный город начал активно строиться вглубь после ливанской войны 2006 года. Предположительно, тогда ХАМАС осознало, что в открытом противостоянии с ЦАХАЛ длительных боевых действий быть не может. Одновременно со строительством подземных помещений появились и тоннели, ведущие как за пределы сектора Газа, так и в разные части палестинского анклава.
Что о нём известно?
Подземные помещения делятся на несколько уровней. На первый подземный этаж можно попасть, предположительно, по одному из 50 выходов в разных частях сектора Газа — от Рафаха на юге до Бейт-Хануна на севере. В основном выходы на поверхность сделаны в жилых и офисных зданиях. На первом подземном этаже проходит «москитная логистика» ХАМАС. Некоторые тоннели имеют ширину 6—8 м, и там спокойно может проехать или разгрузиться обычный пикап. На втором уровне, предположительно, находятся «военные заводы». Эти помещения оборудованы станками с ЧПУ и позволяют палестинцам производить ракеты «Кассам» и самодельные выстрелы для гранатомётов. На третьем подземном этаже находятся ситуационные центры и совещательные комнаты ХАМАС. Расположение на глубине 35-40 м и несколько слоёв армированного железобетона надёжно защищают эти помещения от попадания как управляемых бомб JDAM, так и специализированных противобункерных боеприпасов, которые Израиль активно использует для авиаударов.

Читайте также:

Что известно о туннелях сектора Газа:

Фото: Военная хроника в VK

Сеть подземных коммуникаций — одно из серьёзных препятствий на пути израильской армии к сектору Газа. Ходы, прорытые палестинцами, имеют разное назначение и представляют собой небольшой подземный город.
Как туннели показали себя в первые дни конфликта?
С 7 по 10 октября боевое крыло ХАМАС использовало для нападения на Израиль как наземные маршруты, так и подземные туннели. По земле перемещались пехота и небольшая техника, а под землёй, на глубине нескольких десятков метров, перевозились грузы для передовых подразделений. Значительная часть подземных туннелей проходила под разделительной стеной между Израилем и сектором Газа, на глубине 20 м. Во многом благодаря туннелям палестинцам удалось незаметно выйти на поверхность в 5 км, а в некоторых местах — в 7 км от границы сектора Газа.
Куда ведут эти туннели?
Судя по внезапности появления и географии атак, значительная часть подземных коммуникаций ведёт на юг Израиля, в районы между Ашкелоном и Ашдодом. Другие выходы на поверхность, которых, предположительно, не менее 20, ведут в восточные районы — Реим, где ХАМАС атаковало посетителей фестиваля электронной музыки Supernova Sukkot Gathering, а также в район кибуца Маген на юге Израиля. По предварительным данным, значительная часть туннелей ведёт напрямую к автомобильным дорогам. По ним вооружённые боевики ХАМАС быстро выдвигались к местам проведения операций и по ним же отходили вглубь территории Газы после огневых контактов с местными силами безопасности.
Что известно об этих туннелях?
Массовое строительство подземных туннелей началось в 2007 году. Подземные коммуникации сектора Газа делят на три типа: те, что необходимы для незаметного пересечения границы с Израилем, те, что находятся под жилой застройкой палестинского анклава, и ходы, ведущие на территорию Египта.
Большая часть туннелей под пограничной стеной построена либо вручную, либо при помощи простейших строительных инструментов, однако основные инженерные требования строительства там соблюдены: есть электричество, вода и вентиляция, своды и помещения укреплены и оснащены насосами для откачки воды на случай прорыва грунтовых вод, помещения имеют сквозные комнаты и аварийные выходы на случай уничтожения основных ходов.
Всего за несколько десятков лет инженеры ХАМАС построили, предположительно, 1,3—1,5 тыс. туннелей, из которых в данный момент регулярно используется от 300 до 500.
На выходе значительной части таких туннелей расположены пусковые неуправляемых ракет «Кассам» или позиции миномётов калибра 120 мм. Каждый из таких выходов снабжён специальным люком-шторкой, верхняя часть которого замаскирована и который практически невозможно обнаружить с воздуха.
Где ещё есть такие туннели и как Израиль борется с ними?
Аналогичные сооружения возводят инженерные подразделения «Хезболлы» на границе с Ливаном. Объём строительства, предположительно, меньше палестинского, а методы ведения работ часто приводят к срывам: израильские военные обнаруживают такие туннели с помощью специальных сейсмических датчиков и регулярно проводят бурильные работы. Обнаруженные ходы либо взрывают, либо заливают бетоном.