На протяжении столетий казачество было символом свободы, отваги и силы на Руси. Казаки — это неутомимые труженики, суровые и отчаянно смелые воины, которых боялась все недоброжелатели и враги Святой Руси. Общая численность казачества в 1917 году составляла не менее 4,4 миллиона человек. В строю было более 300 тысяч казаков. Они испокон веков защищали рубежи России, отстаивая её интересы, верой и правдой служили Отечеству. Тысячи смелых воинов подарили стране казачьи земли. Это Герой Первой мировой войны К. Крючков, наказной атаман М.И. Платов, командир 2-й конной армии Ф.К. Миронов и многие другие. Любая власть обязана была считаться с такой силой и, по возможности, старалась привлечь её на свою сторону. Не стала исключением и советская власть. Но свободомыслие казаков шло вразрез с целями большевиков, казачество стало представлять угрозу для новой власти и её политики. Большевики приняли кардинальное решение — физически уничтожить неугодных.
Конец зимы 1919 года, гражданская война на донской земле приняла невероятно ожесточённый характер. Борьба шла на полное истребление казаков. 24 января 1919 года появилась человеконенавистническая директива о расказачивании, подписанная Яковом Свердловым, он же Свердлов Иеушуа-Соломон Мовшевич, еврей. Из полоцких мещан, исповедовал иудаизм, затем оккультизм и каббалистическое учение. Основной «кадровик» большевиков, «мозг партии». Главный организатор «красного террора», ритуального убийства Царской Семьи и расказачивания. Автор политики раскола деревни на враждующие лагеря бедняков и кулаков. В ней говорилось: «Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно. Конфисковать хлеб и все сельскохозяйственные продукты. Принять меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте и уравнять их с казаками в земельном и во всех других отношениях. Провести разоружение, расстреливать каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи. Всем комиссарам, . предлагается проявить максимальную твёрдость и неуклонно проводить настоящее указание».
Вслед за директивой ЦК РКП(б) в газете Троцкого «Известия народного комиссариата по военным делам» появилась статья Вацетиса — командира латышских стрелков, в которой, стремясь перечеркнуть многовековые заслуги казачества перед Отечеством, писал: «У казачества нет заслуг перед русским народом и русским государством. У казачества есть заслуги перед тёмными силами русизма. По своей боевой подготовке казачество не отличалось к полезным боевым действиям. Особенно рельефно бросается в глаза дикий вид казака, отсталость от приличной внешности культурного человека западной полосы. При исследовании психологической стороны этой массы приходится заметить свойства между психологией казачества и психологией некоторых представителей зоологического мира. Стомиллионный российский пролетариат не имеет никакого нравственного права применять к Дону великодушие: Дон необходимо обезлошадить, обезоружить, обезнаганить. На всех их революционное пламя должно навести страх, ужас, и они, как евангельские свиньи должны быть сброшены в Чёрное море».
Развивая эти жуткие террористические планы, Троцкий заявил: «Казачество — опора трона. Уничтожить казачество как таковое, расказачить казачество — вот наш лозунг. Снять лампасы, запретить именоваться казаком, выселить в массовом порядке в другие области». Реализация решения требовала очищения территории от казаков. «Для этого признать единственно правильным самую беспощадную борьбу путём поголовного истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость недопустимы».
На казачьих землях предлагались следующие виды террора: «сожжение хуторов, беспощадные расстрелы всех без исключения, расстрелы через 5 или 10 человек взрослого мужского населения станиц, где оказывалось сопротивление советской власти, массовое взятие в заложники из соседних хуторов.»
08.04.1919 года Донбюро ЦК РКП(б) принимает решение «.о быстром и решительном уничтожении казачества». Во исполнение бесчеловечных директив большевиков, станицы выжигались, население расстреливали, выселяли эшелонами на Север для тяжёлых принудительных работ.
Из письма Ф. Дзержинского Ленину от 19.12.1919 г.: «В районе Новочеркасска удерживается в плену более 200 тысяч казаков войска Донского и Кубанского. В городах Шахты и Каменске — более 500 тысяч казаков. Всего в плену около миллиона человек. Прошу санкции». На письме резолюция Ленина: «Расстр
елять всех до одного, 30.12.1919 года».
И так день за днём. Год за годом. Счёт идёт на сотни тысяч загубленных жизней, на миллионы исковерканных судеб. Стёрты с лица земли сотни станичных кладбищ — молчаливых свидетелей убийства казаков. Уничтожен станичный быт, с корнем вырвана уникальная многовековая культура христианского воинского сословия. Целые хутора уничтожались поголовно. Женщины и дети, старики тысячами расстреливались на глазах у остального населения, подвергались пыткам, выселялись в нечеловеческие условия проживания, а попросту — вывозились в северные районы страны на верную гибель. Дети подвергались арестам, расстрелам и принудительным работам наравне со взрослыми, уничтожались только по принципу национальной принадлежности.
Геноцид привёл к гибели более трёх миллионов казаков. За годы действия директивы 1919 года было уничтожено и рассеяно порядка 70 процентов казачьего населения. Из воспоминаний тех дней: «Дон онемел от ужаса, станицы обезлюдели».
Время неумолимо движется вперёд. Прошло 103 года со времени этих чудовищных событий. До сих пор кровоточит эта рана в сердцах казачьего народа, болью отзывается трагедия и воспоминания о ней в душе каждого неравнодушного человека. Мы переосмысливаем всё происшедшее в нашей истории, и скорбное негативное, и позитивное. Но горя и бед в исторических событиях XX века слишком много. Лишение жизни, дарованной человеку Богом, никакими благами, ни политическими, ни социальными — объяснить невозможно. Да это просто чудовищно; взять и глумливо убить, растерзать человека только за то, что он мыслит по-другому, верит не в эфемерное «светлое будущее», не является «строителем коммунизма», не идёт грабить и разрушать храмы, убивать своих соотечественников. А верит в Бога и Жизнь Вечную, строит свою земную жизнь в соответствие с заповедями своего Творца, почитает и верно служит Царю Батюшке, потому что он Помазанник Божий. Этими качествами обладали наши предки казаки.
Мы должны помнить о произошедшей трагедии. И это живая память, взывающая к безвинно пролитой крови с просьбой и молением, чтобы подобная катастрофа никогда больше не могла повториться. Чтобы мы, живущие в современном обществе, помнили свою историю и никогда не допускали своим молчаливым согласием подобных кровавых расправ. Сегодня, как никогда, необходимо помнить, к чему приводит разрознённость и забота исключительно о своих интересах. Знать, что при равнодушии и попустительстве происходят трагедии, приводящие к уничтожению целых народов. И всегда помнить, как важно знать историю своего народа, чтить его традиции, воспитывать на них молодёжь, чтобы жизнь казачества продолжалась в достойных потомках.
Восстановить историческую правду и воскресить память о героизме, верном служении Отечеству — долг ныне живущих поколений. Как говорил великий историк В.Ключевский, «Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя не умело убрать своих последствий».
Мы помним. Скорбим. Мы призываем каждого поставить свечу и помолиться. Об убитых предках. О нерождённых троюродных братьях и сёстрах. О живших в ожидании расстрела отцах и дедах. О прошедших в своей стране лагеря и высылки матерях и бабушках. О всех ушедших родных, кого десятилетиями называли «враги народа».
23 января в храме Святителя Николая станицы Багаевской по окончании Божественной литургии будет совершаться поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову наших предков казаков. Помолимся же с верою о прощении грехов вольных и невольных славных соотечественников и молитвенно попросим Всемилостивого Господа и Бога нашего об упокоении их душ в селениях праведных и даровании им вечного покоя.
Редакционный совет Багаевского благочиния прихода храма Святителя Николая