21 июля, в день празднования явления иконы Божией Матери «Казанская» мы вновь притекаем к образу Пресвятой Владычицы, возносим наши усердные моления: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго…»
Пресвятая Богородица для всех нас является очень родной и дорогой. Каждая икона, каждая молитва, прославляющая Усердную Заступницу рода христианского, это выражение всенародной любви и теплоты к Царице Небесной.
Воистину благословенна ты, Святая Русь! Много испытаний пережил русский народ, может быть, больше, чем выпало на долю какого-либо другого народа. Но в самые печальные годины, во всей нашей многострадальной истории ярко прослеживается дивный Промысел Божий о нашем Отечестве. Сокрушенные, истерзанные, униженные внешними врагами, наши предки крепко надеялись на помощь Божию, на покров Царицы Небесной, и упование не посрамило их. «Помощь наша от Господа, сотворившего небо и землю» — так восклицали они, избавившись заступлением Божией Матери от страшного нашествия Тамерлана. Испытав на себе дивные проявления небесного покровительства, наши предки заповедали нам: «Да не забудут люди дел Божиих».
Древняя Русь недаром именовалась «Домом Пресвятой Богородицы». Если вспомнить времена древнейшей Руси, то мы найдём там примеры покровительства Божией Матери нашему Отечеству. Времена Андрея Боголюбского, страшные нашествия Тамерлана и других завоевателей неумолчно говорят нам об этом. Долго наши предки боролись с врагами за независимость, за свою жизнь, наконец, окрепли с Божией помощью, стали лицом к лицу со своими притеснителями, но не намеривались мстить им. Они видели свою великую миссию в том, чтобы нести народам благодеяние мира и христианского просвещения.
И вот первый их подвиг – покорение Казанского царства – озарился явлением иконы Пресвятой Богородицы.
Трудно шло дело проповеди Евангелия среди закоренелых иноверцев и язычников. Пресвятая Богородица, Покровительница проповедников слова Божия, ещё в земной Своей жизни разделившая со святыми апостолами труды благовестия, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.
Удивительным образом является икона. Матерь Божия открывает о том, что Её образ сокрыт на пепелище сгоревшего дома маленькой девочке — девятилетней Матроне, дочери стрельца Даниила Онучина. И когда отроковица говорит об этом сначала своим родителям, а потом уже они обращаются к архиепископу – никто не верит. По-человечески это понятно. Взрослый человек не всегда верит тому, что говорит ребёнок.
Однако же, Божия Матерь продолжает являться Матроне. И через некоторое время родители сами отправляются копать на то место, которое указала Царица Небесная. Но их поиски не увенчались успехом, пока за дело не взялась сама отроковица. Раскопав землю в указанном месте, она обрела икону, совершенно новой, сияющей небесным светом.
Духовенство во главе с архиепископом Иеремией перенесло святой образ в близлежащий храм во имя святителя Николая, где был отслужен первый молебен перед великой святыней. Во время шествия с иконой получили исцеления два слепца. В этом Никольском храме в то время был священником будущий патриарх Московский и всея Руси Гермоген. Он писал, что Пресветлый Лик Богоматери был явлен не святителю, не вельможе, не мудрому старцу, а обычному ребёнку, дочке простолюдина. История явления чудотворной иконы Богоматери вызывает вопрос – почему Божия Матерь и Её святой образ явился не каким-то высоким чинам и вельможам, а простой девочке?
Объяснение мы находим в словах Самого Христа. Когда Его ученики начали спорить о том, кто больше в Царствии Небесном, то Иисус указал им, что никто не сможет войти в Царствие Небесное, если не будет как дитя. Большим в Царствии Небесном будет тот, кто умалится как дитя, которого Иисус для наглядности призвал и поставил посреди учеников (Мф.18:1-4). Ребёнок находится в таком состоянии духа и сознания, когда ему неважно и неинтересно оценивать ни себя, ни другого по характеристикам этого мира: власти, богатству, почёту.
Он по своей чистоте и простоте безоговорочно доверяет своим родителям, верит каждому их слову. А это значит, что он также способен радостно нуждаться и в Господе, во всём Ему доверять, какими бы путями Он не вёл его. К такому чистому, искреннему и доверчивому состоянию по отношению к Творцу призывает и нас Христос.
Нет и не может быть большего счастья на земле, чем быть верующим человеком и жить со Христом. Ведь смысл земной жизни человека состоит прежде всего в обретении Царства Небесного, а его можно обрести только живя по заповедям Господа. Люди, у которых в сердце Христос, богаты и без богатства, славны и без славы, радостны и среди скорбей. У нас ведь бессмертная душа, которой нет ничего равноценного в этом мире. «Какая польза человеку, — говорит Господь, если он приобретёт весь мир [с его славой и богатством], а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16,26).
После смерти человек получит воздаяние за свою прожитую земную жизнь. Никакого выкупа за свою бесценную богоподобную душу человек не может дать, кроме одного – покаяния. Если сейчас, в земной жизни, он опомнится, оплачет свои грехи, покается и изменить свою греховную жизнь на истинно христианскую, святую и добродетельную, то милосердный Господь по Своей благости простит его и дарует Царство Свое Небесное.
Чтобы достигнуть этого Царства и жить со Христом, от нас требуется много труда, так как , по словам Спасителя, «Царство Небесное силою берётся и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11,12).
Только не будем бояться трудностей на нашем жизненном пути в достижении Царства Божия. Ведь оно так близко каждому из нас. Надо только открыть Богу двери своего сердца, и любящий Господь, видя наше твёрдое желание и добрые дела, никогда не оставит нас Своей благодатью и в сердце каждого из нас сотворит обитель Святого Духа.
Занимаясь житейскими делами, семейной жизнью, трудясь, мы должны главное внимание уделять добрым делам и заботе о спасении своей бессмертной души. Надо постоянно посещать храм Божий и участвовать в дивном богослужении Святой Православной Церкви, изучать святое Евангелие и воплощать его в своей жизни, чтобы быть христианином не только на словах, по званию, но быть таковыми по жизни и по избранию Божию наследовать Царство Небесное.
В этот святой, праздничный день, молясь перед чудотворной иконой Божией Матери, именуемой «Казанская», пообещаем же Царице Небесной, что исправим свой уклад жизни на богоугодный исполнением Заповедей Господних. Помолимся, чтобы материнская любовь Пречистой Девы простиралась на всех тех, кто посвящает Ей и Её Сыну свою жизнь.
Чтобы в это непростое время Господь умудрил тех, кто во власти, укрепил тех, кто несёт ответственность по защите нашего Отечества. Верим, что Господь будет с нами, и Его милостью и заступничеством Божией Матери воцарится мир на Русской земле.
Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая