Могуч, велик и прекрасен русский язык
Русский язык со многом отражен в нашей культуре, традициях, обычаях. Но каким долгим и непростым был путь становления русского языка, и каким непростым путём пришёл на русскую землю первый алфавит – глаголица. И здесь мы вспоминаем имена учителей словенских, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, память которых отмечается 24 мая.
Действительно, это славянские апостолы и первоучители, без которых трудно себе представить церковную и культурную историю славянства. Из Византии, родины святых Кирилла и Мефодия, явилась на Русь православная вера; из просвещённых ими славянских стран перешла к нам изысканная письменность; живое слово апостолов славянства и ныне слышится в русских православных храмах.
Именно благодаря подвижническим трудам святых братьев благая евангельская весть стала для нас доступной и родной, явилась сосредоточием жизни наших народов, легла в основу всей нашей славянской цивилизации. Просветительская деятельность святых братьев заложила фундамент восточнославянской церковной культуры, формирующей общность народов исторической Руси и являющейся связующим звеном между нашим прошлым, настоящим и будущим.
Святые братья по происхождению – греки, родились в городе Салоники, Мефодий – около 815 года, Кирилл – в 826 или 827 году. Их отец занимал высокую военную должность – помощника губернатора. Кругом жили славяне, и местные греки неплохо владели их языком. С детства знали его и в семействе Кирилла (которого до монашества звали Константин) и Мефодия. Кроме них в семье было ещё шесть братьев. Мефодий – самый старший из них – сделал успешную военную карьеру и даже управлял каким-то славянским княжеством. Но затем он оставил военную службу и ушёл в монастырь на горе Олимп.
Кирилл был самым младшим из братьев и с детства обнаружил удивительные способности. О его талантах узнали в Константинополе и взяли ко двору, где он учился у знаменитого Фотия, будущего патриарха вместе с сыном императора. Там он изучил античную литературу, философию, риторику, математику, астрономию и музыку. Слабый здоровьем, очень религиозный и вдумчивый, Кирилл рано принял духовный сан и стал библиотекарем патриарха. Вскоре началось его миссионерское служение, которое не прекращалось до самой смерти.
В 851 году, по поручению царя и собора, он предпринял путешествие к сарацинам для защиты иконопочитания и христианской веры. По возвращении от сарацин он отправился к брату в монастырь на Олимп. Они вместе стали проводить время в молитве и чтении книг. У них созрела мысль о миссионерской деятельности между славянскими племенами.
Святые братья изобрели славянскую азбуку в 855 году и принялись за перевод богослужебных книг и Священного Писания. Эта работа их была прервана. В 858 году вместе с Мефодием его отправляют к хазарам, просившим о присылке учёных мужей, которые могли бы наставить их вере христианской и вести прения по религиозным вопросам с магометанами и евреями. (Хазары – древний народ, образовавший в VII-X вв. государство, простиравшееся от нижней Волги до Кавказа и Северного Причерноморья).
Среди хазар святые братья имели значительный успех: некоторые из этих полудикарей были обращены в христианство и крестились. Но ещё более важно было, то обстоятельство, что общение со славянскими народами во время этого путешествия к хазарам укрепило решимость святых братьев заняться обращением славян в христианство.
Для исполнения своей благой цели Кирилл и Мефодий, вернувшись от хазар, снова удалились в монастырь и принялись за продолжение своего прерванного труда. Здесь они перевели на славянский язык чтения Евангелия и Апостола на литургии, затем Псалтирь, утреннюю службу, часы, вечерню и литургию.
В 863 году братья по велению императора вновь покидают монастырь для того, чтобы просветить славянские племена светом Христовой веры. Они отправляются в Моравию (Моравия – исторический регион Чешской республики). Кирилл и Мефодий стали обучать моравских детей на понятном для них славянском языке и совершать богослужение и при помощи сделанных ими переводов книг. Но этим не ограничивалась их деятельность: они вынуждены были вступить в борьбу с остатками язычества и с притязаниями невежественного латинского духовенства, поселившегося в Моравии ещё до прихода в эту страну святых братьев.
В течение почти пяти лет Кирилл и Мефодий переходили из одной области в другую, от одного князя к другому и всюду проповедовали о чистой евангельской истине на славянском языке, понятном в этой стране для всех от мала до велика. Успешная славянская проповедь святых братьев имела просветительское влияние и на соседние славянские страны.
А теперь зададимся вопросом: почему святые братья Кирилл и Мефодий имели такой успех? Прежде всего, потому, что славяне сами жаждали слышать Христово учение на понятном для них языке. Везде, где бы ни появлялись святые братья, их проповедь вызывала всенародный восторг и полное одобрение. Наш святейший Патриарх Сергий (Страгородский, 15 мая исполнилось 80 лет со дня его преставления) сказал по этому поводу замечательные слова: «Нельзя достаточно оценить их творение – церковно-славянскую азбуку. Это творение не человеческое.
Дух Святой осенял кирилло-мефодиевское начинание, которое трудно назвать переводом – в такой мере было оно одновременно и созданием языка, на котором воспроизводилось в совершенной точности греческое Слово Божие. Язык, созданный святыми братьями и воспринятый их учениками, по самой природе своей стал церковным». А митрополит Филарет (Дроздов) ещё в XIX веке сказал, что «это единственное в мире явление, когда язык возник, специально создаваемый для того, чтобы быть словесным одеянием, выражением и плотию богомыслия, молитвы и богослужебного славословия».
И сегодня мы являемся наследниками и преемниками бесценного дара, оставленного нам святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием. Мы призваны бережно хранить его, чтобы передать потомкам, ибо духовное развитие стран Святой Руси невозможно без обращения к православной вере, к культурно-историческим истокам, сформировавшим славянскую цивилизацию. В сложное нынешнее время, когда идут братоубийственные войны внутри славянского мира, подвиг святых братьев особенно актуален. Их жизнь и проповедь показывает, что сила только в мире, любви и единстве.
Совершая празднество равноапостольным Кириллу и Мефодию, обратимся к ним из глубины сердца, чтобы они предстательствовали пред Престолом Божиим за весь славянский мир и укрепили бы единство наших народов.
Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая.