Слово Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Первое воскресенье Великого поста – день особый. В этот день мы совершаем празднование Торжества Православия.
Обычай отмечать в первый воскресный день Великого поста Торжество Православия восходит к первой половине IX века, когда был составлен особый чин Торжества Православия и был учреждён этот праздник – в память о победе над иконоборчеством на VII Вселенском Соборе. Собор состоялся в 787 году, и одновременно в память о победе Церкви над многими другими ересями, которые представляли огромную опасность для внутренней жизни Церкви и для её миссии в первом тысячелетии. С тех пор каждое первое воскресенье Великого поста, мы вспоминаем все эти знаменательные события; и это даёт нам повод подумать о том, что есть церковное единство и поразмышлять на тему того, что такое ересь.
Церковь есть община единомышленников, которые верят во Святую Троицу, в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Вера, которая соединяет членов Церкви в единую общину, Самим Господом была передана вначале двенадцати апостолам, а затем и другим апостолам, проповедникам, евангелистам, благовестникам, учителям – тем, кто по всей Вселенной нёс весть о Христе Воскресшем. Апостолы же поставили мужей в каждой из созданных ими общин, которые позже стали называться епископами, и на них возложили особую ответственность – хранить веру Христову.
Но человек обладает Богом дарованной ему свободой и нередко совершает деяния не только добрые, но и греховные. Совершенно очевидно, что свободные люди могут иметь разные взгляды на одни и те же вещи, и существует такое понятие, как разномыслие. В Церкви разномыслия допустимы, об этом говорит святой апостол Павел: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1Кор.11:19). Потому что, когда сталкиваются разные точки зрения, нередко через это обретается драгоценное сокровище правды Божией, ведь именно так укреплялась вера Христова. На Вселенских Соборах не было единомыслия: люди придерживались разных взглядов, но всегда приходили к общему пониманию веры.
Но у разномыслия в Церкви есть свои границы. Если разномыслие привносит в содержание веры такое искажение, которое разрушает самую суть этой веры, а значит, лишает людей спасения, такое разномыслие именуется ересью; оно всегда осуждалось Церковью и осуждается ныне.
Если посмотреть на историю возникновения ересей, то все они возникали под благовидными предлогами, и ересиархи, основоположники ересей, движимы были добрыми побуждениями. Им казалось, что веру нужно сделать более понятной, логичной, убедительной, более соответствующей Слову Божиему, и, углубляясь в своё собственное понимание веры, игнорируя общецерковное соборное восприятие веры, они и приходили к умозаключениям, крайне опасным для самого бытия Церкви.
Собственно говоря, перед Церковью постоянно стоит задача – делать веру понятной для людей, делать послание Христово всегда актуальным, для того достигать целей, которые стоят сегодня, как и всегда стояли перед Церковью, — чтобы свет Христов просвещал Вселенную, чтобы люди принимали христианскую веру сознательно и разумно. Но в этих поисках мудрого и актуального толкования веры никогда нельзя переступать черту, за которой уже не толкование, а разрушение. Почему Церковь так тщательно охраняет подлинную веру? Охраняет и словом убеждения, и любовью, и каноническими запрещениями, ибо все еретики всегда были отлучаемы от Церкви по Слову Божиему: «Итак, извергните развращённого из среды вас» (1Кор.5:13). Да потому, что хранение истинной веры жизненно необходимо не только для Церкви, но и для всего человеческого рода. Даже для тех, кто Церкви не принадлежит, и даже для тех, кто принадлежит к другим религиям. Кто-то может сказать: а причём здесь неверующие люди, причём здесь другие религии, причём здесь современный такой разнообразный или, как, теперь говорят, плюралистический мир? И многие хотят убедить нас, что вера, которая пришла к нам от Господа через святых апостолов, — это лишь один вариант человеческой мысли, лишь одно из многих убеждений, которое ничем не отличается от других. И люди, будучи свободными и подкрепляя свою свободу законодательством и понятием человеческих прав, могут с лёгкостью выбирать любое убеждение, любой взгляд на жизнь, на историю. Таково господствующее сегодня мнение о человеческих убеждениях.
Но есть нечто особенное в христианской вере. Эта вера касается не только умозрительных истин в богословии – эта вера касается нашей жизни, человеческого бытия. В этой вере содержатся истины, помогающие человеку не сбиться с жизненного курса. Одно из понятий, которые содержатся в греческом слове, соответствующему русскому слову «грех», это промах. Грех как промах: человек согрешающий сходит с правильного курса, промахивается мимо самой важной цели – цели своего бытия. Сохранение этого курса и обеспечивается верой апостольской, которая пришла к нам от воплотившегося Сына Божия. Господь спасает нас Своею благодатью и Своею истиной. Он спасает род человеческий обновлением того Завета, который в глубокой древности люди заключили с Богом. Господь спасает нас, давая ясное понимание добра и зла. И пока вера Церкви хранит эту норму человеческой жизни и свидетельствует о том, что есть правда, а что ложь, что грех, а что святость, тогда род человеческий вместе с Церковью сохраняет способность и возможность в условиях разномыслий, в условиях множественности взглядов и убеждений сохранять некую общую основу человеческого бытия.
Если когда-нибудь эта общая нравственная основа бытия будет разрушена (а сегодня очень многие силы стараются её разрушить, чтобы у каждого человека была своя основа бытия, чтобы, опираясь на свой разум и на свою свободу, он мог поступать так, как хотел бы), тогда погибнет род человеческий. Тогда мир не сможет существовать, тогда не будет никаких общих законов и правил. Потому что все законы черпают своё содержание из нравственной природы человека – той самой природы, которая через истинную веру дана людям для того, чтобы они могли воспринимать не только сердцем и чувством, но и разумом, что есть Божия правда, что есть добро и зло.
Вот почему Церковь так настойчиво, порой, даже жёстко, охраняла и охраняет правоверие, истинную веру. Верим, что эта великая миссия Церкви по спасению всего человеческого рода, по сохранению нравственной основы человеческого общежития будет продолжаться до скончания века.
Церковь земная именуется Церковью воинствующей – Церковью, находящейся в борьбе. Наша борьба – не борьба с человеческими взглядами и убеждениями, не с плотью и кровью; наша борьба – против сил тьмы, за истинную веру, через которую только и способна сохраняться нравственная природа рода человеческого. Вне зависимости от того, на сколько люди знают или не знают истинную веру, принимают или не принимают её. Но как бродильный элемент, как дрожжи, как закваска, вера Христова способна преображать весь мир, всё творение.
Мы празднуем этот великий день, который помогает нам осознать всю важность нашей собственной причастности к делу Божиему, нашей ответственности жить по Божиему закону. Потому что, если мы откажемся от Христовой православной, апостольской веры, если мы будем неспособны жить по нравственному закону, который Бог дал людям, что же тогда говорить о многообразном мире, о тех, кто не знает веры Христовой?
Поэтому, празднуя Торжество Православия, мы должны переживать особое чувство ответственности за судьбу Церкви, за свою судьбу, за судьбу рода человеческого. Пусть же Господь приклонит милость ко всей Вселенской Церкви, ко всем архипастырям, пастырям и верующему народу, что в разных странах мира хранят веру православную. Пусть Господь приклонит милость и к историческому нашему Отечеству – к единой Святой Руси, дабы народы Святой Руси хранили крепко веру православную, никогда не подвергая её разделениям и ослаблению. И верим, что Господь приклонит милость ко всем нам и Торжество Православия станет не только литургическим праздником, и великим спасительным фактором человеческого бытия. Аминь (Истинно, да будет так).
Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая