Быстрое и повсеместное внедрение новых технологий предъявляет новые требования к профессиональным, личностным и социальным компетенциям человека. Как готовить профессионалов: со студенчества, школьной скамьи или даже с детского сада? Каким должно быть современное образовательное пространство? Готова ли система образования предложить интегрированные решения для профессионального и личностного роста? Ответы на эти и другие вопросы в рамках «Иннопрома-2019» искали эксперты на панельной дискуссии «Интегрированные решения в образовательном пространстве: региональный опыт», организованной Уральским федеральным университетом совместно с министерством образования Свердловской области.
— Руководители государства ставят задачу — войти в десятку лучших стран по качеству образования, — отметила замминистра образования и молодежной политики Свердловской области Нина Журавлева. — Для этих целей в регионе создан педагогический кластер, который обеспечит непрерывную подготовку высококвалифицированных учительских кадров. Ибо только талантливый, заинтересованный в самообразовании и повышении своей квалификации педагог воспитает талантливого ученика.
В основе качественного профессионального обучения лежит система раннего выявления способностей. Так, если склонность к тем или иным видам деятельности выявить в 6-7 классе, то уже к 11-му школьник может начать получать профессиональные компетенции.
— Именно это — ориентация на реальный практический результат — самая важная составляющая образования, — считает Дмитрий Курнявко, руководитель образовательных программ FANUC Россия. — Подготовка кадров должна быть связана с запросами промышленности. Так, уровень роботизации в России сегодня составляет 4 робота на каждые 10 тысяч человек, занятых на производстве. А, например, в Корее этот уровень — 700. Это означает, что перспективы здесь огромны. Значит, нужны собственные кадры, и их подготовку надо начинать со школы и дополнительного образования.
Наступила эпоха, когда люди будут чаще менять свои профессиональные интересы. Так, в Уральском медицинском университете начинают внедрять новые специальности, которые еще вчера казались фантастическими: оператор клеточных технологий, IT-медик, IT-генетик. В дипломе выпускника они дополняют основную специальность. Программы базового образования идут параллельно с программами дополнительного, чтобы у ребят с первого курса была возможность ориентироваться на профессию, которая им интересна.
Талантливых детей становится все больше. Нужны механизмы вовлечения их в реальную экономику. Для этого система общего образования должна интегрироваться в систему профессионального.