Инклюзия: Жизнь не поддается ограничениям

Здоровая семья - счастливые дети

Инклюзия — это не пандус и не только «доступная среда», хотя, разумеется, среда должна быть именно такой. Мало того, как говорят люди, давно работающие с инклюзией, это не только «про детей с особенностями развития». Инклюзия — это про всю нашу жизнь, про, то, как мы принимаем разных людей или их отталкиваем.

В БСОШ №3 успешно работает система инклюзивного образования. Здесь процесс обучения организован таким образом, когда ВСЕ дети, независимо от физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одной общеобразовательной школе, где учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Дети не делятся на здоровых и инвалидов. Они могут быть талантливыми, одаренными, способными, подвижными и спокойными, любознательными и задумчивыми, не всегда послушными. Но это многообразие и создает удивительный, гармоничный, целостный мир.

Дети – это, несомненно, радость! Но жизнь некоторых из них отличается трудностями особого рода, связанными со здоровьем. Чтобы у детей с ограниченными возможностями здоровья была возможность полноценно развиваться, наряду со всеми получать качественное образование в среде своих сверстников, в МБОУ Багаевская СОШ №3 с 2014 года реализуется государственная программа «Доступная среда».

Багаевская школа №3 стала доступной для инвалидов и детей с ОВЗ в 2008 году, когда учреждение получило лицензию на право ведения образовательной деятельности по программам начального общего, основного общего образования, разработанных с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся VIII вида. За эти годы накоплен большой опыт по организации образовательного процесса для детей с особыми потребностями, который реализуется, прежде всего, учителями индивидуального обучения и специалистами. 100% педагогов школы имеют соответствующую квалификацию, позволяющую им учить и воспитывать детей данной категории.

Но всегда есть над чем работать. Администрация и директор школы Н.В. Боряева чутко отслеживают возникающие потребности в образовании детей с ОВЗ и прикладывают все усилия к их своевременной реализации.

За 13 лет педагоги обучили и выпустили 11 детей с ОВЗ. В 2020-2021 учебном году в школе обучаются 22 человека с особыми потребностями, одни из них – индивидуально на дому, другие — инклюзивно. Каждый из этих детей уникален, имеет свои особенные таланты и увлечения. Все ребята посещают занятия внеурочной деятельности, многие – кружки и секции дополнительного образования. Особо хочется отметить таких талантливых ребят как Гор Ергинян (5А класс), Васильев Дима (6А класс). Гор, помимо отличной учёбы, участвует в творческих конкурсах регионального и федерального уровня по ИЗО, где занимает призовые места. Дима создаёт фильмы по собственному сценарию, озвучивая персонажей разными голосами, а также владеет навыками работы с ПК.

Одним из неотъемлемых условий успешной интеграции детейинвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей школе является предоставление им комплексной помощи педагогов-психологов (И.А. Рябоконева, В.В. Кайгородцева), учителей-логопедов (Е.И. Казачкова, И.Д., Бойченко), социального педагога (Н.С. Белых), учителя-дефектолога (А.В. Дьяченко), медсестры (Н.У. Караевой). Особое значение в сопровождении и адаптации детей в обществе сверстников, на уроках и внеурочных занятиях имеет сопровождение тьютора (С.Н. Кашинцева).

Значительное место в работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ занимает психолого-педагогическое сопровождение. Все коррекционноразвивающие занятия проходят в специальных оборудованных кабинетах: сенсорная комната, кабинет учителялогопеда, кабинет учителя-дефектолога, социального педагога, где особым образом организована доступная среда для отдыха, расслабления и развития детей. Благодаря Администрации Багаевского района Багаевская СОШ №3 имеет современное оборудование по обучению детей с ОВЗ.

В школе стало традицией проводить ежегодные мероприятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Эти акции носят звучные названия: «Дари добро», «Рождественский перезвон», «Мы вместе» и т.д. Обучающиеся школы из числа волонтёров с удовольствием принимают участие в организации праздников, радуясь возможности помочь и порадовать ребят. Каждый из нас может сделать шаг навстречу, протянуть руку помощи, поменять свое отношение к детям с ОВЗ. За инклюзивным образованием – будущее, ведь жизнь не поддается ограничениям.