История Дона глазами М.А. Шолохова

85 лет Ростовской области

Вешенская. Одна из старинных левобережных казачьих станиц Дона, известная ныне всему миру как место, где родился великий писатель. Для Михаила Александровича родная станица — малая родина, с ее неоглядными далями, желтыми плесами и разливом Дона, с вызолоченной солнцем степью. Она всегда поддерживала творческий потенциал, который так необходим писателю.

Мать Анастасия Даниловна была украинкой, а отец Александр Михайлович — русским; в их жизни было большое чувство, которое соединило судьбы сына купца и простой крестьянки. В хуторе Кружилине ст. Вешенской Донецкого округа Всевеликого Войска Донского 24 мая (11 мая по старому стилю) 1905 г. у них родился мальчик. Отец мечтал дать сыну хорошее образование. В 1911 г. Шолоховы пригласили каргинского учителя Тимофея Тимофеевича Мрыхина учить 6-летнего Мишу грамоте на дому. За полгода он с успехом одолел программу первого класса и в 1912 г. поступил сразу во 2-й класс начальной школы. По воспоминаниям старожилов, Александр Михайлович был отзывчивым, скромным, к тому же острослов, умница и книгочей. Он хорошо разбирался в философии, любил русскую классическую литературу. В доме всегда были свежие газеты и журналы, хорошая библиотека. Уже в 12 лет Михаил любил рассуждать и спорить с отцом на философские темы. Eсть основания утверждать, что внутренний мир будущего писателя формировался под влиянием Александра Михайловича.

Когда в 1914 г. Миша заболел, отец отвез его в Москву. А после излечения определил в подготовительный класс частной мужской гимназии, где основательно изучались гуманитарные науки, современные и древние языки. Через год родители перевели его в гимназию города Богучара Воронежской губернии. Здесь Михаил три года провел в семье законоучителя Д. Тишанского — человека образованного и начитанного.

Революционные события прервали обучение. В 1918 г. Миша уехал к родителям на Дон и некоторое время учится во Вешенской смешанной гимназии, однако полный курс ему не удалось завершить: в эти годы Дон явился ареной жестокой классовой борьбы.

«Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек и писатель… С гордостью говорю, что являюсь патриотом своего родного Донского края». М. А. Шолохов

В годы учебы Шолохов с увлечением читал книги русских и зарубежных писателей-классиков. Особое впечатление на него произвели рассказы и романы Л.Н. Толстого. Михаил в юношеском возрасте начал пробовать свои силы в стихах и прозе, сочинял рассказы, юмористические сценки.

15-летний Михаил стал свидетелем и участником бурных событий на Дону. Когда в июне 1918 г. немецкая кавалерия вошла в тихий придонский уездный городок Богучары, Шолохов был у отца, на хуторе Плешакове, расположенном напротив Eланской станицы. Летом 1918 г. белоказаки заняли Верхний Дон; в начале 1919 г. в район хуторов Eланской станицы вступили части Красной Армии, а ранней весной того же года вспыхнуло Вешенское восстание. В этот период Михаил жил в Рубежном и наблюдал паническое отступление повстанцев, был очевидцем их переправления через Дон; находился в прифронтовой полосе, когда в сентябре на Левобережье Дона вновь вступили войска Красной Армии. К концу года белоказаки, разгромленные под Воронежем, бежали с верховьев Дона.

В 1920-м, когда на Дону окончательно установилась советская власть, семья Шолоховых переселилась в станицу Каргинскую. Михаил принимал активное участие в становлении советской власти. Он работал учителем по ликвидации неграмотности среди взрослых, затем служащим в станичном ревкоме. В мае 1922-го, после окончания краткосрочных курсов продовольственной инспектуры в Ростове, направлен в станицу Букановскую, где работал станичным инспектором. Там он познакомился со своей будущей женой Марией Петровной Громославской.

В октябре 1922 г. Шолохов приехал в Москву, где собирался продолжить учебу. Но поступить на рабфак не удалось. Занимаясь самообразованием, Михаил работал грузчиком, чернорабочим, делопроизводителем, счетоводом. А за плечами уже была суровая школа гражданской войны, борьбы за советскую власть на Дону. Именно в это время, по его словам, и возникла «настоящая тяга к литературной работе». С 1924 г. в московских журналах напечатано около 30 рассказов, которые и составили в 1926 г. его первые книги «Донские рассказы» и «Лазоревую степь». Первым, кто высоко оценил их, был пролетарский писатель Александр Серафимович.

В этих рассказах одержимость классовым насилием вела к отцеубийству («Бахчевик»), сыноубийству («Родинка»), смертельной вражде между братьями («Коловерть»). «Наука ненависти» заставляла соседей убивать друг друга за горшок щей и крынку молока («Алешкино сердце»). Шолохов не романтизировал насилие, он нес в литературу суровую, жестокую правду о Гражданской войне. В его изображении классовая борьба — война своих против своих, она рассекает семьи, разделяет отцов и детей. Разрушение родственных связей, классовая «червоточина», разъедающая семью, — тема, которая перекочевала из «Донских рассказов» в «Тихий Дон».

В 1926 г. Шолохов вернулся в станицу Каргинскую, а затем переселился в Вёшки. Во время работы над рассказами он задумал большое произведение о Доне, о народе в революции и начал работать над романом «Тихий Дон», который писал 14 лет. 14 лет напряженного и вдохновенного труда над главной книгой жизни. Основная причина его отъезда из Москвы — в желании близости к людям, участникам событий, о которых предстояло поведать.

В апреле 1928 г. А.С. Серафимович, пролагавший «Тихому Дону» путь к читателям сквозь заторы недоброжелательных издателей и критиков, приветствовал появление этой книги и ее автора со страниц «Правды»: «Неправда, люди у него не нарисованные, не выписанные, .А вывалились живой сверкающей толпой, и у каждого свой нос, свои морщинки, свои глаза с лучиками у глаз, свой говор. У каждого свой смех, каждый по-своему ненавидит. И любовь сверкает, искрится и несчастна у каждого по-своему. Вот эта способность наделить каждого собственными чертами, создать неповторимое лицо, неповторимый внутренний человеческий строй — это огромная способность сразу взмыла Шолохова и его увидели»

«Тихий Дон» пользовался оглушительным успехом у современников. В 1930 г. режиссерами Правовым и Рождественской по роману был поставлен фильм, упрочивший шолоховскую славу. Первые две книги (1925-1928) охватывали период Первой мировой войны, революцию 1917-го, становление советской власти на Дону. Шолохов давал картину слома русской истории, описывал войну и мир, быт и сражение, судьбы исторических личностей и простых людей. Наряду с вымышленными персонажами, в романе действовали реально существовавшие белые генералы Каледин, Корнилов, председатель казачьего военно-революционного комитета Подтелков. Точкой отсчета Шолохов считал 1912 год.

Однако главным откровением романа стал не эпический размах повествования, а обращение автора к судьбе человека, втянутого в кровавый круговорот истории. Главный герой — Григорий Мелехов — личность незаурядная, казак с турецкой кровью, командир белой дивизии, а затем и красной конницы, получивший 14 ранений и полный комплект боевых наград. Григорий Мелехов наделялся автором «особыми приметами». Даже удар, делавший его неуязвимым в бою, был особым — не правой, а левой: с детства левша, Григорий научился одинаково хорошо владеть обеими руками. Двурукость символически передавала самое существо судьбы Мелехова — «от красных отбился, к белым не пристал». Григорий не определился в своей «классовой позиции», не сделал выбора между воюющими сторонами. Судьба Григория отражала не только его исключительность, но и всенародную трагедию «похитнувшейся жизни», крушение веками устоявшегося миропорядка. Герои романа — Кошевые, Мелеховы, Коршуновы, Астаховы — казаки, особое военно-земледельческое сословие России, созданное по указу Eкатерины II, не причисленное ни к крестьянству, ни к дворянству. Своеобразные обычаи самоуправления и поведения, особый быт, язык, привычки, отличавшие казачью вольницу, — подлинная область художественного исследования автора. К концу романа почти все герои Шолохова погибают.

В печати была приостановлена третья книга романа, посвященная Вешенскому восстанию против расказачивания и созданию своеобразной республики на левом берегу Дона. Правда о кровавой эпопее расказачивания, о действиях на Дону Троцкого была в романе безжалостной. Причиной восстания послужили перегибы по отношению к казакам-середнякам и бессудные расстрелы в станицах. Казаки восстали в тылу у красных, что привело к поражению на Южфронте и началу наступления Деникина. И Шолохова обвиняли уже в «белогвардейщине». В начале 1930-х он оказался в районе «сплошной коллективизации», на его глазах погибала деревня, в запустение приходила когда-то богатейшая область.

«Вы бы поглядели, что происходит у нас и в соседнем Нижне-Волжском крае, — писал Шолохов редактору издательства «Московский рабочий» E. Левицкой. — Жмут на кулака, а середняк уже раздавлен. Беднота голодает. Народ звереет, настроение подавленное.».

Письма Шолохова к Левицкой рисуют страшную картину коллективизации на Дону, не напоминающую колхозную идиллию «Поднятой целины». Следующим адресатом Шолохова стал Сталин. Письма Шолохова к нему изобиловали ужасами голодомора, описанием пыток, избиений и надругательств, с помощью которых изымался хлеб. Творческая активность Шолохова проявлялась главным образом в жанре напряженного диалога с вождем. Сталин благосклонно отнесся к письмам — ответил письмом, телеграммами, прислал голодающим эшелон с зерном.

Наряду с отчаянными протестами против коллективизации Шолохов создает роман «Поднятая целина» (1-я книга — 1932 г., 2-я — 1960 г.): «Пишу новый роман о том, как вешенские, к примеру, казачки входили в сплошную коллективизацию в 1930 г. и как они живут в колхозах». Это роман в поддержку политики коллективизации на селе. Организатор и председатель колхоза на Дону в «Поднятой целине» — моряк Давыдов, приехавший обучать казаков земледелию. Многие сцены не лишены двусмысленности: в них беспощадно изображалась борьба «на хлебном фронте», участь крестьянства.

В 1932 г. появилась третья книга «Тихого Дона» и первая книга «Поднятой целины». В этом же году М.А. Шолохов вступил в ряды Коммунистической партии. Он неоднократно избирался в члены

Ростовского крайисполкома, уделял большое внимание повышению культуры в колхозах района. И много работал по ночам. А.С. Серафимович вспоминал: «Привычку эту создают посетители, которые валом валят к писателю. Тут казачки, колхозники, рабочие, командиры, студенты, туристы, иностранцы, старухи, дети, журналисты, писатели, музыканты, поэты, композиторы — все едут на машинах, на лошадях, верхом, на лодках, на пароходе, летят на самолетах. И всех Шолохов принимает, поговорит, разъяснит, поможет, направит.»

В это же время писатель напряженно работал над завершением «Тихого Дона», охватывая событиями отрезок времени — с лета 1919го по весну 1922 г. «Вместить такое обилие материала в одной книге, — рассказывал Шолохов, — как вы сами понимаете, трудновато. Этим и объясняются тугие темы, при которых книга пишется. Давно я сижу над ней. Были мысли увеличить роман ещё на одну книгу, но я их оставил». С трудом продвигалась работа над заключительными частями романа. 4 июня 1928 г. он писал Левицкой: «Прочтите (.) продолжение Тихого Дона — черкните мне ваше мнение. Там меня начинает душить история, и соответственно, с этим меняется характер».

История душила не только Шолохова, но и его героя, теряющего в окаянной коловерти революционного времени всех своих близких. Оставшись без семьи и похоронив Аксинью, Григорий видит, как над ним встает черное солнце. К концу четвертой книги (1939 г.) Мелехов мечтает об одном — больше не участвовать в цепной реакции бессмысленных и бесконечных смертей, преступном насилии над действительностью. Eму не дается понимание свершившегося в России великого эксперимента, исторически оправданного насилия. Некоторые писатели советовали Шолохову «достойно закончить роман» и привести Григория в партию. Однако скитания Григория имели в романе другой итог: на пороге разоренного дома он держит на руках единственного сына — последнего, кто остался в живых из большой мелеховской семьи.

Последние месяцы работы над романом Шолохов отказывал себе в любимых занятиях — рыбалке и охоте. До самого рассвета жители Вешенской видели свет в окне мезонина, где помещался кабинет писателя. «Тихий Дон» был закончен в конце декабря 1938 г. Четвертая книга достойно завершила многолетний труд писателя.

В конце 1930-х над Шолоховым нависла угроза ареста. К этому моменту он уже неоднократно бывал на приеме у Сталина, списывал ужасы голодомора на «непродуманную работу» на местах (статья «Результат непродуманной работы», январь 1933, «Правда»). В 1939 г. в творческой судьбе Шолохова совершился перелом: избежав ареста, к началу войны он прочно занял положение одного из первых писателей советской страны.

23 июня 1941 г. он послал в Москву телеграмму, в которой просил зачислить в фонд обороны СССР присужденную ему Государственную премию 1-й степени за роман «Тихий Дон» и выражал готовность в любой момент «стать в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии и до последней капли крови защищать социалистическую Родину». Отправившись на фронт корреспондентом «Красной звезды» и «Правды», попал в авиакатастрофу и чудом остается в живых. На его глазах осколком снаряда была убита мать, разрушен дом в Вешках. 23 июня 1942 г. Шолохов опубликовал в «Правде» рассказ «Наука ненависти», в котором призвал «носить ненависть на кончиках штыков».

С трудом ему давался новый роман «Они сражались за Родину», первые главы которого появились в «Правде» в 1943 г. Он был посвящен суровой окопной жизни, солдатам разбитого полка, сражающегося на Дону. К роману пытался вернуться в 1950-1960-е, но книга так и осталась неоконченной.

Вспоминал Владлен Котовсков: «Мне не раз приходилось слышать рассказ Михаила Александровича о том, с чего начинался его военный роман. В июне 1967 г. во время беседы Шолохова с молодыми писателями стран социализма я записал этот рассказ и теперь, дополняя ранее или позднее слышанными деталями, воспроизвожу его:

«Когда и как я начал писать роман «Они сражались за Родину»? На фронте, в 42 году. Однажды я задержался в Москве после контузии, и меня пригласил к себе Сталин. Были там члены Политбюро. Состоялся разговор. Сталин похвалил «Науку ненависти», сказал:

-«Мать» Горького была своевременная и нужная для революции книга. Владимир Ильич так её оценил. Я прочитал ваш рассказ «Наука ненависти». Своевременный и очень нужный в условиях фашистского нашествия на нашу родину рассказ. Вы правильно выразили мысль о том, что нельзя победить врага, не научившись его ненавидеть всеми силами души.

Сталин начал раскуривать трубку и спросил:

— Когда вышел роман Ремарка «На Западном фронте без перемен»

— В русском переводе в 1929 году.

— Поздно. Через десять лет после войны. Роман о нынешней войне надо писать сейчас. Ремарк — буржуазный писатель, а вы — советский писатель, коммунист. К тому же нынешняя война является для нас освободительной, народной, священной — Отечественной войной.

Я заикнулся было, что Лев Толстой взялся за роман «Война и мир» через 50 лет после разгрома Наполеона, но Сталин прореагировал на это так:

— Ремарк, конечно, далеко не Толстой, но откликнулся на события войны быстрее. — Пыхнув трубкой, Сталин продолжал: — Положение на фронтах, несмотря на разгром немцев под Москвой, остается тяжелым. В какой-то момент, когда Гитлер бросит ва-банк все свои силы, положение может стать даже критическим. Но мы выдюжим. Я верю в наш народ. Будет и на нашей улице праздник. Так что пишите роман.

— Трудно во фронтовых условиях.

— А вы попробуйте…

Вот я и пробую с 42 года…

Роман я начал в годы войны с середины. Сейчас у него есть туловище. Теперь я приживляю к туловищу голову и ноги… О русском солдате, его доблести, суворовских качествах давно уже известно всему миру. Но эта война показала нашего солдата совершенно ином свете. Я и хочу раскрыть в романе новые качества советского воина, которые так возвысили его в эту войну. Я должен об этом написать из долга перед теми, кто пал смертью храбрых в боях с фашистами, и для тех, кто прошел эту великую школу войны».

День Победы всегда был для писателя самым волнующим праздником. В Вешках рассказывают, что Шолохов, уже тяжело больной, до последнего дня думал о незаконченном военном романе, его продолжении, обдумывал новые главы. То он просил своих помощников отыскать рукопись воспоминаний генерала М.Ф. Лукина, то снова и снова брал в руки книгу мемуаров маршала Г.К. Жукова. «Я в долгу перед живыми и мертвыми», — часто повторял Шолохов, когда речь заходила о романе «Они сражались за Родину». А перед смертью сказал: «Так я и не выполнил до конца свой долг».

Нет! Он выполнил свой долг. Главы, составившие книгу, — это подлинный взлет глубоко реалистического таланта писателя, позволившего в большом масштабе, в многообразии действительного раскрыть всю правду о минувшей войне. В 1975 г. С. Бондарчук снял по неоконченному роману фильм.

После войны Шолохов «оттепель» отметил рассказом «Судьба человека», опубликованном в «Правде» в новогодних номерах 1957 г. В нем автор касался полузапретной темы — судьбы военнопленных, которые из немецких лагерей отправлялись в лагеря «родные». Андрей Соколов изображен человеком, сохраняющим в плену «русское достоинство и гордость». А вернувшись домой, усыновил мальчика — сироту войны. Обыкновенный человек, типично шолоховский герой, предстал в подлинном и не осознанном им самим моральном величии. Такой сюжет не мог появиться в «первую послевоенную весну», к которой приурочена встреча автора и Андрея Соколова: герой был в плену, пил водку без закуски, чтобы не унизиться перед немецкими офицерами, — это, как и сам гуманистический дух рассказа, было отнюдь не в русле официальной литературы, взращенной сталинизмом. «Судьба человека» оказалась у истоков новой концепции личности, шире — нового большого этапа в развитии литературы.

Нельзя не сказать о Шолохове-человеке. Eсли взять в совокупности все, что написано и рассказано, то это с достаточной выразительностью воссоздает его портрет. И ясно видится: крупный писатель — крупная, цельная, благородная личность. Всегда так бывает? Не всегда. Но с Шолоховым — так. Разумеется, ничто человеческое не чуждо Михаилу Александровичу. И горячился он, и заблуждался, и ошибался. Но время стерло случайное, наносное в его облике. Все это мелочи, недостойные долгой памяти. Памяти достойно иное. Когда почти 30-летняя с перерывами работа над «Поднятой целиной» увенчалась присуждением Ленинской премии, Михаил Александрович направил в станицу Каргинскую Вешинского района телеграмму: «…рад сообщить дорогим станичникам, что строительство новой школы в станице Каргинской по решению Совета Министров РСФСР начнется в этом году. Полученная мною Ленинская премия целиком передана на строительство новой школы взамен той, в которой когда-то давно я учился грамоте. Крепко обнимаю всех каргинцев. Ваш Мих.Шолохов».

Этот поступок очень характерен для писателя, заботившегося о людях. Заботу эту он проявлял и как депутат Верховного Совета СССР, и как земляк.

Старожил хутора Пустовского Игнат Семенович Мансков рассказывал: «…Нет, сказать, чтоб мы были приятелями, не могу. Просто хорошие знакомые. Пройдет, бывало: «Игнат Семенович, лодку дашь?» — «Конечно, берите»… Порыбачит, вечером поставит на место. Зайдет попрощаться. Поблагодарит, дает деньги. Я не беру. А он: «Возьми, возьми на папиросы».

Один раз увидела такую картину: моя теща — и к нему: «А сколь же ты денег получаешь?» Михаил Александрович вроде бы даже запнулся на ее вопросе, потом усмехнулся: «Сколько надо, мать, столько и получаю», а теща дальше: «Сколько надо — это хорошо» Тут уж он вслух рассмеялся. А я так думаю — никаких особых денег у него не было. Премии свои он отдавал: то на оборону, то на строительство. А сколько всяких просителей шло к нему в дом! Особенно после войны. И помогал он многим. И деньгами, и одежонкой. В нашем хуторе Домне Астаховой все время оказывал помощь… А то, что во дворе у него видели, так ведь все больше даренное».

Одной из привлекательных черт Михаила Александровича была скромность. Человеческая и писательская. Талант из талантов, он заявлял: «Сам хорошо знаю, что, например, второй том «Тихого Дона» слабее, чем третий, не говоря уже о четвертом. Знаю, что там утонул в груде исторического материала. И, хотя часто говорят в моё оправдание, что я был молод, я сам в отношении себя бескомпромиссен и знаю, что за свои ошибки писатель отвечает сам…»

Критики и литературоведы в один голос утверждают, что Шолохов очень долго работал над созданием своих произведений. Да и сам писатель нередко говорил, что предпочитает работу медленную. Между первым и четвертым томами «Тихого Дона» пролегло 14 лет, а между первой и второй книгами «Поднятой целины» — почти 30. Но вот что любопытно. На создание первой книги «Поднятой целины, судя по всему, ушло менее года. А к тому времени уже были написаны три тома «Тихого Дона», созданные с редкой быстротой; а еще раньше — «Донские рассказы». И вот тут обнаруживается, что писателю свойственно острейшее чувство современности. Eдва отполыхала гражданская война, ещё не просохли слезы на глазах казачек, потерявших мужей и сынов, ещё дымилась пожарищами донская, вволю напившаяся людской кровушки земля, юный Шолохов уже писал рассказы и приступил к созданию «Тихого Дона». Не завершил ещё Григорий Мелехов своего трагического жизненного пути, как родные и милые его сердцу станицы и хутора охвачены новым событием — началась коллективизация. Шолохов откладывает незавершенный гигантский труд и пишет первую часть «Поднятой целины» — книга вышла в свет чуть ли не в самый разгар описываемых событий. И в краткий срок завоевала сердца миллионов читателей.

Шолоховское творчество, словно бескрайняя жизнь, движется безостановочно и широко, сопровождая нас и в радости, и в беде. Не угождая преходящим требованиям времени, никогда не подлаживаясь к скоропортящейся моде, он создавал нетленные произведения, в которых с каждым десятилетием открывали и будут открывать то, чего не видели раньше. В них счастливо соединилось общечеловеческое и классовое, историческое и современное, вечное и временное. В этом секрет вечной молодости и жизненности, которые уготованы произведения писателя.

С сыновней гордостью Михаил Шолохов говорил о своем народе, давшем ему и жизнь и могучий талант: «Мой родной народ на своих исторических путях шел вперед не по торной дороге. Это были пути первооткрывателей, пионеров жизни. Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою, который ни на кого не нападал, но всегда умел с достоинством отстоять созданное им, отстоять свою свободу и честь, свое право строить себе будущее по собственному выбору.

Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Eсли мне это удалось в какой-то мере, я счастлив»