Как избежать обмана при получении юридических услуг

В Управление Роспотребнадзора по Ростовской области периодически поступают жалобы на обман при получении юридических услуг. В обобщённом виде можно выделить следующие нарушения: приглашение на бесплатную консультацию, которая впоследствии по договору оказывается платной; подписание акта выполненных работ/оказания услуг одновременно с договором, когда услуги ещё не оказаны (и зачастую не оказываются впоследствии); введение в заблуждение относительно присутствия в действиях продавцов или исполнителей услуг нарушений прав потребителя, а также перспективы восстановления якобы нарушенного права; составление заявлений в органы государственной власти, которые не имеют полномочий на рассмотрение вопросов гражданина; намеренное непредоставление потребителю необходимой и достоверной информации об услуге; несоответствие результата оказанной услуги ожиданиям потребителей, т.к. при заключении договора гарантировалось положительное решение вопроса.

Прежде чем заключать договор, изучите сведения об исполнителе (они должны быть доведены до потребителя в наглядном и доступном месте, содержаться в договоре); ознакомьтесь с отзывами клиентов и со стоимостью предлагаемых услуг и ценой аналогичных услуг у других лиц или организаций; изучите предмет и условия договора, сроки его исполнения (так, если в договоре описаны только услуги, такие как «составление проекта жалобы» или «составление претензии» в государственные органы исполнительной власти, то это означает оплату только за эти документы). Eсли в договоре не указаны сроки оказания услуг, это нарушение ст. 27 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».

Откажитесь от юридических услуг, если в момент заключения договора предлагают сразу подписать и акт выполненных работ; предложение заключить договор слишком навязчивое; фирма предлагает оформить кредит для оплаты своих услуг; нет возможности ознакомиться с условиями договора или не позволяют сделать копию документа.

Eсли предлагается только составление и направление жалоб в государственные органы и учреждения, то на практике каждый гражданин РФ вправе на бесплатной основе обращаться в письменной форме в государственные органы по возникшим проблемам, образцы жалобы или претензии можно скачать в интернете или оформить самостоятельно.

Eсли гражданин все же подписал договор и оплатил услуги, то он имеет право отказаться от исполнения договора и потребовать вернуть уплаченные денежные средства в любое время до исполнения договора (ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей»). При отказе от услуги потребитель обязан оплатить исполнителю фактически понесенные расходы (они должны быть подтверждены документами, например, подано исковое заявление в суд или предоставлен документ, подтверждающий выезд юриста в судебные органы и др.). При неудовлетворении требования потребителя о возврате уплаченных денежных средств спор может быть разрешен только в суде.

На территории Ростовской области можно получить консультацию по вопросам защиты прав потребителей, используя онлайн-площадку «Правовая помощь онлайн». Получить и записаться на консультацию в режиме видеосвязи можно через МФЦ или самостоятельно на сайте helponline.donland.ru. Онлайн-консультирование осуществляется еженедельно по понедельникам, средам и пятницам с 10:00 до 13:00.