В отношениях между странами обида, как и некоторые другие вредные эмоции — злость, зависть и т.д., связаны с ожиданием компенсации. На уровне подсознания правительства и народы ждут компенсации от государств, которые их обидели.
Уже давным-давно в дипломатии принято золотое правило: чтобы быстро и легко справиться с чувством обиды, важно как можно скорее переработать негатив именно в плоскости компенсации. Получение сатисфакции за неудобство, недовольство и внутреннюю злобу веками является отличным и действенным лекарством.
Как же государства получают справедливую компенсацию и перестают обижаться? Как правило, двумя способами. Через классическое возмещение ущерба со стороны тех, кто обидел. И через громкий успех в другом деле или другом действии. Как говорится: не стали больше всех добывать нефти, — научились лучше всех делать электронику.
Теперь перекладываем эти знания на нашу жизнь. Eсли вас обидел человек, не следует держать обиду в себе. Открыто или намеками дайте понять, что именно его поведение лежит в основе вашего недовольства. Предложите ему исправить ситуацию самостоятельно или привлеките к ответственности в рамках правового поля.
Eсли же в обиде виноваты вы сами или обстоятельства, перебейте недовольство новыми, громкими победами и достижениями. Чтобы у вас опять стало получаться все то, что придумываете, делаете и планируете. Для укрепления самооценки полезно вспомнить громкие предыдущие достижения и следить, чтобы ожидаемое совпадало с действительным.