АКТУАЛЬНО
Для каждого россиянина большое значение имеет изменение ценовой политики в области топливных материалов. В первую очередь, это касается тех, кто вынужден постоянно заправлять свой автомобиль. Стоимость топлива важна и для тех, кто собирается поменять автомобиль или приобрести первую машину. В последнее время большое внимание уделяют экономичности расхода при выборе авто и типу топлива.
После топливного кризиса 2018 года, когда цены на бензин взлетели за месяц на 5,5%, регулирование стало системным: появился так называемый демпферный механизм. Предполагается, что демпфер должен создать ситуацию, когда бензин в России дорожает не быстрее, чем все остальные товары. Eго суть в том, чтобы за рубеж нефтяники продавали бензин по цене, которая формируется на бирже, а в России — по согласованной с правительством. Когда цена на нефть растет и производителям становится невыгодно работать на внутреннем рынке, бюджет компенсирует нефтяникам потерянную прибыль. А если цены в России высокие, нефтяники, наоборот, платят дополнительные налоги. Параметры демпфера — то, какие экспортные цены считать высокими, — определяют в правительстве и меняют в зависимости от ситуации на рынке и настроений в обществе. С 2021 года, после периода заморозки цен, которая сгладила последствия топливного кризиса, и некоторой обкатки демпферного механизма, параметры настроены так, что цены на бензин растут со скоростью инфляции — около 8% в год. Котировки нефти на стоимость топлива в стране больше не влияют.
Больше половины выручки владельцы АЗС отдают государству. По разным оценкам, доля налогов и сборов в розничной цене бензина в России составляет от 60 до 69%.
Примерно треть стоимости литра бензина — это налоги на добычу полезных ископаемых и на дополнительный доход. Eще 21% приходится на акцизы, 18% — на НДС. Остальное — стоимость нефти, переработка, логистика и тому подобное. Чистая прибыль продавца — всего 5%.