Как работали фронтовые фотокоры Великой Отечественной

Война. Победа. Память

В атаку с камерой в руках: как работали фронтовые фотокорреспонденты Великой Отечественной войны

Благодаря фронтовым фотокорреспондентам, мы можем узнать о подвигах советских солдат, до нас дошли уникальные свидетельства военного подвига советского народа. Сегодня мы можем заглянуть в тяжелые солдатские будни того времени через объективы фронтовых корреспондентов, оказаться на передовой и почувствовать, каким трудным был путь к Победе. Фотокоры рисковали жизнью, чтобы запечатлеть важные моменты войны. О летописцах военной истории в сюжете РЕН ТВ рассказал обозреватель Павел Матвеев.

Скрин с видеосюжета РЕН ТВ 

Великая Победа, о которой мы не имеем права забывать, была достигнута дорогой ценой. Мы видели это на кадрах кино- и фотохроники. Но чьими глазами мы это видели?

Внук фронтового фотокорреспондента Андрей Диамент говорит: «Раньше я не задумывался об этом: а что бы было, если бы их не было? Действительно, как бы мы сохранили эту память? Фоторяд, видеоряд — он легче для восприятия».

Журналисты поговорили с потомками фронтовых фото- и кинокорреспондентов Великой Отечественной войны, и получили схожие ответы.

Николай Дупленский, сын фронтового кинооператора, говорит: «Заслуга фронтовых кинооператоров перед историей такая же, как у любого летописца: документированная фиксация реальных событий. 3,5 миллиона метров киноплёнки, снятой фронтовыми операторами, представляют собой документальное свидетельство того, что было до нас».

Каждая бобина весила примерно 3–3,5 килограмма, а хронометраж плёнки, находившейся внутри, составлял всего 10 минут. Это не то, что мы сейчас снимаем на суперсовременные камеры.

Андрей Диамент продолжает: «И если ты честно сделал своё дело в критический момент, ты остался в истории. Люди бегут, кто-то падает, в них стреляют. А он просто бежит сбоку и снимает, как они падают, как они стреляют. Человеку не важно, что произойдёт дальше, для него важен кадр. И вот он бежит и выстраивает кадр».

Анна Халдей, дочь военного фотокорреспондента ТАСС, говорит: «Люди стоят и слушают: вот началась война. Воскресенье, 22 июня, 1941-й год. Никто не думал об этом, безусловно. И вот эта растерянность, это непонимание того, что произошло: всё, по нашей земле враг наступал. Это всё видно, по лицам прочесть. И как это без фотографий?»

Евгений Халдей снял не только начало, но и финал — то самое фото водружения красного Знамени над Рейхстагом. Война у кино- и фотокорров прошла буквально сквозь пальцы, запеклась вместе с потом и кровью.

Алексей Трояновский, потомок фронтового кинорепортёра, говорит: «Если какая-то активность и идёт подготовка, то она идёт ночью. Та плёнка не позволяла снимать ночью, значит, надо было искать какие-то формы, как преподнести этот материал».

Инна Серёгина, начальник отдела Росархива кинофотодокументов, говорит: «Они были совершенно не защищены. Если боец нёс с собой автомат, то оператор нёс с собой кинокамеру».

Фронтовые корреспонденты Великой Отечественной войны рисковали жизнью, чтобы мы знали, помнили, видели.

Фото: © РЕН ТВ