Как защититься от зла

Общество

Иногда даже от православных людей приходится слышать фразы: «Меня  преследуют разные жизненные невзгоды, скорби, болезни, потери имущества,  близких.  Может на меня навели порчу? Подскажите, как  себя вести в этих случаях?».   

Давайте для начала зададимся вопросом, а что такое порча? Человек считает порчей то, что кто-то своими действиями сверхъестественного порядка навредил ему с помощью демонических сил, колдовских манипуляций навёл на него беду, скорбь, болезнь.  И теперь он мучается и не может избавиться от причинённого вреда. Но если мы христиане, то верим в Промысел Божий. Учение о Божием Промысле  напоминает: всё, что с нами происходит, зависит исключительно от Бога. Святой  Иоанн Дамаскин говорит: «Промысл есть воля Божия, по которой всё целесообразным образом управляется».  Те события, которые нам не нравятся, неприятны, могут быть попущены Богом для какой-то педагогической цели. Спаситель сказал, что даже самая малая птичка не упадёт без воли Божией (Мф.10,29), тем более ничто в нашей жизни не может произойти помимо Его воли. Всё доброе и хорошее посылается Господом, ибо Он есть вечный источник всех благ. Всё же скорбное не посылается непосредственно Богом, ибо у Бога нет и тени зла. Но Господь иногда попускает  неприятности  ради нашей  пользы и спасения. Мы все должны твёрдо знать, что Бог бесконечно благ, что Он хочет только нашего счастья и спасения, потому должны с благодарностью принимать от Него различные скорби. Ведь и дети не перестают любить родителей, когда они их справедливо наказывают, ибо знают,  что родители им хотят только добра. Господь, как сказано в Писании, кого любит, того наказывает.  Каждому в жизни даётся понести какие-то скорби, страдания, болезни. И когда мы их терпим, то надо вспомнить, что Христос за нас пострадал, наши грехи взял на Себя и искупил Своей невинной смертью на Кресте. Поэтому и нам эти жизненные страдания надо принять во имя Христово, понести их со смирением, терпением и помнить, что Господь с нами рядом.

 Из Ветхого Завета нам известно, что в глубокой древности на Востоке жил один благочестивый  человек, по имени Иов. В его жизни было три различных периода,  так называемого земного счастья и несчастья. Сначала он достиг такого благополучия, что ему стал завидовать диавол и клеветать на него.  Потом он, по попущению Божию впал в такое горькое положение, что люди стали его сторониться и, наконец, отвернулись от него все, даже его жена.  Но эти годы  злостраданий сменились для него  годами утешения. Бедствующий и страждущий, испытываемый судьбой Иов, был неизменно крепок в вере и твёрд в благочестии, и на всех ступенях житейского положения был непоколебимо утверждён, что счастьем и несчастьем человека руководит воля Божия: « Господь дал, Господь и  взял; / как угодно было Господу, так и сделалось;/ да будет имя Господне благословенно!» (Иов. 1,21). Эти слова были  любимым, обычным присловьем Иова. Такой взгляд на обстоятельства земной жизни сохраняют благочестивые люди всех времён.  Преданность воле Божией является разумным действием в нашей сознательной жизни на земле. Поступая,  таким образом,  мы приобретём спокойствие и мир в душе.

Если Господь постоянно заботится о нашей жизни и спасении, то и мы должны научиться следить за действиями Промысла Божия в нашей жизни. Иногда мы замечаем, что у нас что-нибудь происходит вопреки нашим желаниям. Мы тогда сердимся, ропщем на судьбу, негодуем, и только потом, спустя какое-то время, понимаем, что лучше было, что сложилось так, ибо в противном случае было бы нам гораздо хуже. Мы, христиане, не должны столько радоваться удачам, сколько благодарить Бога за скорби, так как они очищают нас от страстей, а земные успехи ведут к забвению Бога и цели нашей земной жизни. Земная жизнь – короткий миг, за её порогом жизнь вечная в Царстве Небесном, которая целиком и полностью зависит от того, как мы живём на земле.  Протоиерей  Валентин Амфитеатров благовествует: « Не так живи, как тебе самому хочется, как подсказывают тебе страсти и порочные наклонности, но все дни своей жизни расположи и укрась терпением и покорностью воле Божией. Если изнуряет нас болезнь телесная, то пусть в нас будет силён дух. Если горе и утраты падают на нас, то это есть дождь благодатный, который смывает в нас нечистоты и приготовляет нас к вечной жизни». Если мы живём основами веры, христианско-нравственной жизнью по заповедям Божиим, молимся, постимся, участвуем в церковных службах, искренне исповедуемся, причащаемся Животворящих Тела и Крови Христовых, то Господь укрепляет нас Своею благодатью, даёт силы, смирение и терпение нести свой жизненный крест. Царь Давид, истинный Помазанник Божий напоминает нам: «Господь просвещение мое и спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся?» (Пс.26,1).  Святитель Иоанн Златоуст поучает: «Не страшись злоумышления человека сильного, но страшись силы греха. Человек не причинит тебе вреда, если ты не поразишь себя сам. Если у тебя нет греха, то пусть угрожают тысячи мечей, — Бог спасёт тебя. Если же у тебя есть грех, то, хотя бы ты был в раю, будешь извержен. В раю был Адам – и пал, на гноище был Иов – и увенчан». Какие дивные слова, они проникнуты  благодатью Святого Духа. Их полезно читать и знать всем, кто стремиться достойно и по праву носить звание православного христианина. Тогда и все тяготы нашей  земной жизни, с помощью Божией, будут преодолимы.

Будем стараться свою волю подчинять воле Божией,  исполнять заповеди Божии, чтобы благодать Святого Духа  укрепляла нас всегда в нелицемерной совести. Чтобы  святой Ангел Хранитель помогал нам, чтобы нам не стыдиться души своей. Будем всегда устами своими исповедовать Иисуса Христа своим Господом, а сердцем  верить Ему. При соблюдении этого правила никакое зло с нами не приключится и,  несомненно, душу свою спасём для жизни вечной.

Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин)

Материал предоставлен редакционным советом Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая