В этом году исполняется 120 лет со дня рождения замечательного донского художника Константина Павловича Ротова. В кругу друзей и товарищей по работе он был более известен под другим именем — Костя Ротов. Это художник редкого, самобытного дарования. Он был оригинальный человек, наделенный богатой фантазией, неистощимой выдумкой, тонкой наблюдательностью; мастер веселых, заразительно-смешных, а порой едких и немного грустных рисунков, направленных против отвратительных пережитков прошлого, еще встречающихся в нашей жизни.
Ротов прошел большой путь в искусстве. На его долю выпали тяжелые испытания, которые он мужественно переносил, и до конца своих дней он сохранил удивительную энергию, жизнерадостность, большую любовь к людям. Это вливало в его искусство живительную силу. Ротова прекрасно знали при жизни, и он надолго останется одним из любимых карикатуристов. Трудно быть равнодушным к его искусству, ибо самому художнику было чуждо равнодушие к событиям, людям и их судьбам. Нам близок и дорог юмор Ротова, так как он пронизан неистощимым жизненным оптимизмом, верой в творческие силы советского человека.
Константин Павлович Ротов родился 19 февраля (4 марта) 1902 года в Ростове-на-Дону. Eго отец стремился дать детям образование, поощрял склонность Константина к рисованию, проявившуюся в раннем детстве. Несмотря на материальные затруднения, в семье было много книг, выписывались литературно-художественные журналы.
— Он учился рисовать сам, копируя картинки с открыток и журналов «Мир искусства», которые выписывали родители. Все эти подробности, детали и стилизация в его рисунках именно оттуда, — рассказывает Надежда Алексеевна Баталова, внучка художника, дочь Ирины Ротовой и актера Алексея Баталова.
Константин поступил в ростовское художественное училище. Во время учебы, когда мальчику было 14 лет, отец послал карикатуры сына в Петроградский журнал «Бич», где их напечатали. «Отец, желая сделать мне приятное, в 1916 году послал их без моего ведома, — писал художник в своей автобиографии. — С этого момента, считаю, началась моя постоянная работа в печати».
Юного художника приняли в Петроградскую академию на графический факультет, но он не стал учиться. Молодой человек больше времени проводил в плакатной мастерской у Владимира Маяковского и художника-карикатуриста Михаила Черемных. В первые годы советской власти художник работал в ростовских «Дон-РОСТА», «Политпросвете», ростовском отделении «Госиздата», участвовал в иллюстрации рассказов Салтыкова-Щедрина.
В 1921 году Ротов перебрался в Москву и до 1940 года работал в журнале «Крокодил». В те же годы художник печатался в журналах и газетах «Правда», «Рабочая газета», «Комсомольская правда», «Гудок», «Прожектор», «Огонек», «Смехач», «Чудак», «30 дней», «Лапоть» и многих других.
В 1930-е годы группа писателей и художников объединилась и купила дачу в поселке Валентиновка на Клязьме. Константин Ротов жил там со своей женой Eкатериной Долбежевой, ставшей известной как детская писательница Eкатерина Борисова, и дочкой Ириной. Их соседями были писатели Ильф и Петров. Жизнь художника складывалась удачно, его рисунки были популярны. Именно в этот период Константин Павлович создал иллюстрации к книгам Ильфа и Петрова «Золотой теленок», Агнии Барто «Дом переехал», Валентина Катаева — «Белеет парус одинокий», Андрея Некрасова «Приключения капитана Врунгеля», Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч» и др.
В 1934 году Ротов нарисовал карикатуру — лошадь с мешком на голове. От головы до хвоста по спине растянулась очередь из воробьев. У хвоста лошади была размещена надпись «Закрыто на обед». Ротов показал рисунок коллегам, те посмеялись и даже предложили опубликовать в очередном номере, но художник отказался, ему казалось, что картинка немного вульгарна. Рисунок положили в редакционную папку и забыли.
Спустя шесть лет картинка оказалась в НКВД. Кто и как ее принес, до сих пор неизвестно. Последовал приказ об аресте. Причина — дискредитация советской торговли и кооперации. С июня 1940 года начинается самая тяжёлая и трагическая часть биографии Константина Ротова — он приговорён к 8 годам исправительно-трудовых лагерей, и пробыл там до 4 января 1948 года. А 4 января был освобождён без права проживания в ста городах страны. Жил в городе Кимры, Тверской области.
В 1954 г. К.П. Ротов был реабилитирован и вернулся в Москву. Врачи разрешили ему работать не больше четырёх часов в день. Но запрет этот нарушался постоянно. Художник всем был нужен! Продолжал работать в «Крокодиле», в детских журналах «Веселые картинки» и Юный техник», параллельно с этим иллюстрируя детские книги.
Умер Константин Павлович 16 января 1959 года в Москве.