Кто нам ближний

Общество

В чтении из Евангелия от Матфея мы знаем о том, как Господь Иисус Христос в один из последних дней своей земной жизни, когда Он уже пришёл в Иерусалим для того, чтобы принять на Себя крестные страдания и смерть, был искушаем фарисеями. Они пытались уловить Его в словах, и один из них задал вопрос: «Какая наибольшая заповедь в законе?»

     Из Священной Истории известно, что Бог дал через Моисея десять заповедей израильскому народу, а ещё больше заповедей, постановлений, законов, традиций, обрядов и обычаев ввели законоучители израильского народа.

     И вот они хотели узнать, что выделит Иисус Христов в Ветхом Завете? Из всего множества ветхозаветных заповедей, какие Он изберёт?  Они спрашивали Его для того, чтобы ввязаться с Ним в спор, уловить Его в словах. Но Господь Иисус Христос ответил им очень просто. Он ничего не сказал от Себя, Он процитировал два ветхозаветных установления: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф.22, 37-38).  «Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22, 39-40). То есть, всё Священное Писание Ветхого Завета можно свести к этим двум заповедям. В первой и наибольшей заповеди Господь призывает нас любить Бога всем нашим сердцем, всею мыслью, всей крепостью своей души. Иными словами, посвящать Богу всю нашу жизнь, наши дела, просить у Бога благословения на каждое дело, и благодарить Его за всё, что происходит в нашей жизни. Никогда не забывать о том, что нашей жизнью управляет Бог.  Не надеяться на свои собственные силы, но всегда возлагать надежду на Господа. И не надо думать о том, что если мы и исполним все заповеди, то спасёмся этим. Нет. Надо полагаться на то, что, несмотря на наши грехи, немощи, недостатки только Господь нас спасёт Своею силою и благодатью.

     Вторая заповедь подобна и неотделима от первой: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».  И это та заповедь, которую бывает трудно исполнить, потому что ближний – это не тот человек, которого мы для себя избрали ближним, но тот, кого Господь определил нам в качестве нашего ближнего.

     Вспомним притчу из Евангелия. Вот шёл священник дорогой из Иерусалима в Иерихон. И шёл левит той же самой дорогой. У них были свои мысли, свои планы. Может быть, они спешили, или молились в это время.  И вдруг они видят человека, который лежит у дороги, весь избитый, израненный.  Если заняться им, оказать ему помощь, это, несомненно, нарушит их планы, повредит их молитвенному настрою.  И эти люди проходят мимо. А Господь на вопрос того законника о том, кто мой ближний, — отвечает этой притчей.

То есть, ближний – это не тот, кого ты себе выбрал, а тот, кто оказался на твоём жизненном пути в данный момент, кого Господь к тебе послал, кто нуждается в твоей помощи. Может быть, когда-то ты потеряешь силы, станешь беспомощным, и он придёт к тебе на помощь, как ты сейчас ему помогаешь. Мы не выбираем своих ближних, Господь их для нас выбирает. Это очень важно помнить.

     Более того, мы очень часто хотим изменить наших ближних, подстроить их под себя, сделать такими, какими мы хотели бы их видеть. А они такие, какие есть, со своими недостатками, особенностями, обычаями, традициями, характером. Надо трезво понимать, что они родились, выросли, жили или живут в ином окружении, в иной среде, чем мы. 

     А если мы хотим кого-то исправить, то начинать надо всегда с самих себя. И мы увидим, как трудно бывает нам исправиться самим. А ещё гораздо труднее исправить нашего ближнего. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? — говорит нам Господь Иисус Христос именно об этом. (Мф.7,3). Исправлять надо, прежде всего, самих себя. А ближних Господь призывает нас любить.  «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин.13,34). Русская пословица также гласит: «Где любовь, там и Бог, там тишь да гладь, да Божья благодать». Архимандрит Кирилл (Павлов 1919-2017г.)  учил своих чад: «Любовь есть источник жизни и сама жизнь, ибо без неё человеческая жизнь давно бы угасла. Сердце наше не может жить и развиваться без любви. Без неё оно томится, тоскует, духовно замирает. И наоборот, любовью оно живится и ею привлекает благодать Божию и очищает себя от множества грехов».  А как научиться любить ближнего?  Обратимся к назиданию святого праведного Алексея Мечёва  (1859-1923 г.): «Любовь приобретается путём работы над собой, путём насилия над собой и путём молитвы… Посылает Господь какого-нибудь человека, надо отнестись к нему внимательно, подойти к нему, войти в его положение, посвятить ему уголок своего сердца. Так постепенно всё новые и новые люди будут входить в наше сердце, и наше сердце будет расширяться и расширяться. Мы должны подражать любви Божией».

     Вот эти две заповеди неотделимы одна от другой. Невозможно любить Бога и не любить ближнего. И невозможно полноценной, жертвенной любовью любить ближнего, при этом не любя Бога.  Господь из всего Ветхого Завета избирает эти две заповеди для того, чтобы показать нам множество старозаветных правил, которые так скрупулёзно исполняли фарисеи.

     Господь наш Иисус Христос через Святое Евангелие, которое является Книгой Жизни, учит нас идти праведным, христианским путём.

     Будем идти по этому пути, будем следовать тому, чему учит нас Господь. И будем просить Его, чтобы Он дал нам силы любить Господа и Бога нашего всем сердцем, всею крепостью и всей мыслью нашей, и ближних наших, как самих себя.

     В жизни нужно поступать так, как учит Господь: «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7,12).

Редакционный совет Багаевского благочиния

прихода храма Святителя Николая.