Лазарева суббота 24 апреля

Свет православия

Прошло уже несколько месяцев после того, как Иисус Христос покинул Иерусалимский храм и ушел за Иордан. Все это время Он просвещал там людей светом Божественного учения и совершал чудеса исцеления больных.

Приближалась весна, и вместе с ней приближался и великий праздник Пасхи. Христос с учениками продолжал жить за Иорданом. Но вот однажды к ним из Иудеи пришло печальное известие, что в Вифании тяжело заболел Лазарь — друг Иисуса. Сёстры Марфа и Мария послали сказать Господу: «Вот кого Ты любишь, болен» (Ин. 11, 3) в надежде, что Господь Сам поспешит придти к ним, чтобы исцелить болящего. Но Господь не только не поспешил, а остался на том месте, где был, ещё два дня, сказав, что «эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится чрез неё Сын Божий» (Ин. 11, 4). Господь знал, что Лазарь умрёт, и если сказал, что его болезнь не к смерти, то потому, что намерен был воскресить его. Только спустя два дня, когда Лазарь уже умер, Господь сказал ученикам: «Пойдем опять в Иудею. Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (Ин. 11, 7, 11). И объясняет дальше, что Лазарь умер. Когда они приблизились к селению, где жил Лазарь, оказалось, что он уже четыре дня как находится во гробе. Марфа, услышав о приходе Господа, поспешила Eму навстречу. Со скорбью говорит она: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин. 11, 21).

Вера в Господа вселила в ней уверенность, что и теперь не всё потеряно, что может совершиться чудо, хотя прямо этого она и не высказывает, но говорит: «Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог» (Ин. 11, 22). Утешая Марфу, Спаситель говорит о цели Своего прихода в Вифанию: «Воскреснет брат твой» (Ин. 11, 23). Марфа говорит: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (Ин. 11, 24), Господь отвечает ей: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11, 25, 26). Смысл этих слов таков: во Мне источник вечной жизни, следовательно, Я могу, если захочу, воскресить твоего брата и теперь, прежде общего воскресения. «Веришь ли сему?» (Ин. 11, 26) — спрашивает затем Господь Марфу, и получает утвердительный ответ, что она верует в Него, как в пришедшего в мир Мессию — Христа. Это чудо Господь хотел совершить для того, чтобы перед предстоящими Eму страданиями дать возможность Своим врагам одуматься и раскаяться, уверовать в Него.

Утешая скорбящих сестер и близких Лазаря, Господь прослезился. Божество бесстрастно. Но человеческой природе, присущей Иисусу Христу, свойственно иметь чувства и эмоции и их проявлять. Скорбь и горе близких друзей, Марфы и Марии, отозвались в Eго сердце. Богочеловек видел то, чего не могли видеть другие: каково сейчас в аду душе праведного Лазаря, что его там окружает. По человеческой природе Христос не мог оставаться ко всему этому равнодушным. С внутренней скорбью Спаситель подходит к пещере, где похоронен Лазарь и повелевает отвалить камень. Марфа не смогла удержаться и сказала Господу: «Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе» (Ин. 11, 39). Господь отвечает: «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» (Ин. 11, 40). Когда камень был отнят, Господь возвёл очи Свои к небу и во всеуслышание обращается с молитвой к Богу Отцу: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня» (Ин. 11, 41). Сказав это, Господь громким голосом воззвал: «Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет» (Ин. 11, 43). Eго Божественное творческое слово властно прозвучало в царстве смерти и вызвало Лазаря к жизни. Воскрешение четверодневного мёртвого Лазаря Своей Божественной силой было прообразом собственного будущего Воскресения Иисуса Христа. Велико чудо возврата к земной жизни четверодневного Лазаря произвело на присутствующих потрясающее впечатление, так что многие из них уверовали во Христа, но некоторые иудеи, затаив свою злобу, поспешили в Иерусалим, сообщить Синедриону о случившемся.

Лазарь проживет еще долго. Будет вынужден, спасая свою жизнь, эмигрировать на Кипр, где станет первым епископом города Катиона. Многих людей приведет он к истинной вере, будет окружен народной любовью. В свое время он снова умрет. Но это будет иная смерть. Двери адовы будут разрушены, и Царство Небесное будет уже открыто. После кончины его душа попадет уже в объятия Спасителя. Чтобы дать Лазарю и всем людям вечное воскресение, Христос идет принять смерть, чтобы, победив ее, нам открыть дорогу в Жизнь Вечную — сч
астливую, радостную, для которой мы Богом и сотворены.

Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая