История и цель праздника
Международный день грамотности был учрежден ЮНEСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», прошедшей в Тегеране 1965 году. Главная цель данного Дня — активизировать усилия международного сообщества по распространению грамотности, как инструмента расширения прав и возможностей отдельных лиц, общин и сообществ.
В середине 70-х годов ХХ века, когда начинали отмечать этот день, «быть грамотным» означало умение читать и писать. Затем стали говорить об академической и функциональной грамотности. Первая нужна для того, чтобы учиться, а вторая -чтобы пользоваться чтением и письмом каждый день в жизни.
Всемирная Организация Здравоохранения включает показатель грамотности в 12 наиважнейших показателей, определяющих здоровье нации. ООН считает грамотность и продолжительность жизни одинаково важными характеристиками жизни народа. Международный валютный фонд подсчитал, что экономическое развитие страны начинается тогда, когда уровень грамотности превышает 40%. А по данным ЮНEСКО в мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, среди детей — 72 миллиона. Это страны, в которых ведутся войны, страны «третьего мира».
Неумение изложить собственные мысли — удел неграмотного человека. Что было в России 100 лет назад? Тьма. Не только в вопросе электрификации, но и в грамотности. И вот после революции принято решение обучать неграмотное население. И сегодня многие понимают под грамотностью умение читать и писать. Но достаточно ли этого?
Непонимание прочитанного и даже увиденного — безграмотному нужно разжевывать не только кашу. Грамотным жить интересней! Все в ваших руках: начать учиться никогда не поздно! Зато жизнь станет гораздо интереснее. Грамотность функциональная, делает человека успешным. К такой личности будут тянуться люди. Помните, что главное на пути к свету — саморазвитие и самообразование.
Интересные факты о грамотности
— В мире только в 19 странах степень грамотности у женщин выше по сравнению с мужчинами. А из 143 государств в 41 стране вероятность быть безграмотной у женщины в 2 раза больше, чем у мужчины.
— Неграмотность процветает не только в бедных, но и, как указывает ЮНEСКО, в более богатых странах, таких как Eгипет, Бразилия, Китай.
— В 15 государствах мира более 50% детей не имеют даже основного общего образования.
— Мировая статистика показала, что больший процент неграмотных (37% взрослых) проживает в Индии.