«Eсли вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас».
К.Д. Ушинский
2023 год Указом президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года — признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.
Кто такой учитель-наставник? Какова его роль в современном обществе? Пожалуй, это одни из самых актуальных вопросов как среди подрастающего поколения в сфере образования, так и среди тех, кто посвятил жизнь профессии учителя. Наставниками становятся не сразу, каждый человек в любом деле набирается опыта, приобретает новые качества. Наставничество, можно сказать — одна из высших ступеней профессиональной деятельности педагога. Учитель-наставник для молодого педагога как первый учитель для первоклассника: направляет на правильный путь, всегда будет примером.
Будучи учителем-наставником, нередко оглядываюсь в пройденный мною путь и понимаю, какую роль в моей жизни сыграл учитель и заместитель директора по УВР В.Н. Чумаченко. Она была для меня прекрасным человеком и учителем, на которого я стремилась равняться. Валентина Николаевна ладила с учащимися и учителями, ее любили дети, в том числе и я. Eе уроки были открыты для каждого молодого педагога. Все относились к ней с уважением и почтением, она была примером. Я у нее научилась многому.
Прошли годы. Работа с детьми увлекла, поглотила меня всецело. И вот уже 36 лет я ношу гордое звание «педагог». Школа — мой второй дом, а ученики и наш дружный коллектив — одна большая семья. Каждый прожитый день не обходится без школы. Как и мой учитель-наставник, я всегда стремлюсь передавать свои знания и умения молодым учителям, а они, в свою очередь, делятся своими знаниями. Ведь с быстрым развитием технологий людям старшего поколения приходится нелегко в работе с компьютерами, ноутбуками, планшетами и т.д. Во время пандемии иногда приходилось работать в дистанционном режиме, при этом возникали трудности в проведении онлайн-уроков. И молодые учителя помогали. Таким образом, педагоги-наставники и молодые коллеги находятся в тесной связи, и основной целью в их профессиональной деятельности всегда будет формирование из своих учеников достойной личности.
Цель моей педагогической деятельности — воспитать активную, творческую личность, способную делать открытия, принимать решения и нести за них ответственность. О средствах достижения этой цели невозможно думать только в рабочее время. Этим надо жить. Став наставником, пытаюсь донести эти истины до молодых коллег. На мой взгляд, наставник не должен творить копию себя, а, уважая индивидуальность, делиться тем, что накопил. Прежде всего, необходимо выстроить отношения доверия и взаимопонимания. Eсли молодой педагог доверяет тебе, он на любом этапе возникшей проблемы спросит совета, выслушает рекомендации, проанализирует и найдет выход. Необходимо, чтобы он сам нашёл правильные пути решения, а наставник только направлял и стимулировал.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что профессия педагога — одна из важнейших. Именно от его усилий зависит будущее человечества. Работа педагога не проста. Яркая, творческая, благородная, в то же время ответственная, сложная и порой даже изматывающая. Принято считать, что учитель — это тот, кто учит. Но современный учитель не только учит детей, но и сам способен учиться у своих учеников.
Учитель — не просто профессия, это судьба. Потому что учитель, уходя с работы, продолжает работать. Переживать, анализировать, беспокоиться об успехах и поражениях учеников.
Учитель-наставник — это инженер, изо дня в день, по кирпичику, по крупинке он вкладывает в молодого педагога всё доброе, разумное, вечное, что так необходимо в жизни и работе, и это подтверждает мой многолетний опыт наставничества.
Молодой педагог, еще, по сути, сам недавний ребенок, приходит в школу с широко раскрытой душой в ожидании увидеть что-то необычное, удивительное и начать творить, созидать. И настоящий наставник начинает его учить, развивать, стараясь делать это как можно тактичнее. Важно, чтобы как можно дольше душа молодого коллеги оставалась для вас открытой, а отношения были добрыми и доверительными. И как приятно спустя какое-то время увидеть, что эти труды были не напрасны: ваш «росточек» превратился в «крепкое дерево», которое готово к жизненным испытаниям.
Быть современным учителем-наставником трудно,
но прекрасно. Наставник старается быть справедливым и строгим, понимающим учеников и своих молодых коллег, а ещё он счастливый человек. Ведь только у счастливого учителя могут быть счастливые ученики.