Неделя 5-я по Пасхе. О самарянке

Общество

В пятую неделю после Пасхи церковь вспоминает евангельское повествование о самарянке

Чудны и премудры дела Божии. Первым, кто вошёл в рай, оказался разбойник, первыми, кому явился Господь воскресший, были жены-мироносицы, первым человеком, которому Господь открыл Себя, сказав, что Он Мессия, была женщина самарянка. В пятую неделю (воскресенье) по Пасхе Церковь вспоминает это событие.

В Святом Евангелии повествуется, как Господь после Пасхи с учениками возвращался из Иерусалима в Галилею.  Жаркий полдень в Палестине. Господь, утомлённый после долгого пути, останавливается у колодца при входе в город Сихарь. Ученики отошли в ближайший город, чтобы купить еды, и Спаситель остался один.  А тем временем к колодцу за водой вышла женщина самарянка, с которой Христос начал разговор.  Господь с ней заговорил, видя её внутреннее расположение.  В Евангелии не упоминается имя этой женщины, но Святое Предание сохранило нам его, оно звучит по-гречески – Фотина, по-русски – Светлана.  Встреча с Господом дала ей свет, и она стала проповедницей Света истинного и претерпела мученическую кончину (мученица Фотина (Светлана) Самаряныня (+ок.66 г.).

Женщина самарянка удивилась тому, что с ней заговорил Иудей. Иудеи были очень высокомерны, считали, что им недостойно общаться с иноверцами. Но Господь, видя чистоту и открытость  её сердца, попросил её: «Дай Мне пить» (Ин.4:7), и она не отказала Ему, заметив только: «Как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Ин.4:9).  Но не жаждой была вызвана просьба – Спасителем руководило желание помочь человеку. Просьба о воде – лишь повод начать разговор. Так и в нашей жизни Господь ищет повод, чтобы мы начали с Ним разговор в молитве, и это могут быть разные жизненные обстоятельства.

В ответ женщине Христос приоткрывает ей, Кто Он есть: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин.4, 9-10).

Женщина не поняла смысла слов Христа, потому что её занимали лишь материальные проблемы. Так и мы, когда Господь говорит с нами, пытаемся мерить всё земными мерками, думаем лишь о потребностях сегодняшнего дня. И самарянка реагирует на слова Спасителя о воде жизни словами: «Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь?»  В ответ Христос сказал: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин.4. 13-14).

В этой беседе с самарянкой Христос обещает верующим в Него скорое обетование древнего пророчества Исаии: «Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию Дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих» (Ис.44,3), — пришествие Духа Святого. Здесь Господь говорит о жажде души, о её духовном недуге.  Но самарянка, отягчённая необходимостью постоянно ходить за водой на колодец, продолжает говорить о своих земных проблемах, о желании иметь такую воду, которая избавила бы её от повседневной жажды: «Господин!  дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать» (Ин.4,15).

Христос, желая пробудить душу этой женщины, касается её тайны и говорит: «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда».  Она же, не понимая, Кто беседует с ней, отвечает: «У меня нет мужа» (Ин.4. 16-17).

Как часто и мы в беседе с Богом (в молитве, на Исповеди) желаем выглядеть невинными. Но Бог знает всё сокровенное сердца каждого человека, и этой женщине Он отвечает: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе» (Ин.4, 17-18).  Самарянка слышит горькую правду о себе, и эти слова изменяют её отношение к Собеседнику, и она говорит: «Господи! вижу, что Ты пророк» (Ин.4, 19).

Пока ученики в поисках земного хлеба бродили по пыльным улицам, Господь открыл Себя, и Своё посланничество в мир простой женщине – самарянке. На её слова: «Знаю, что придёт Мессия, то есть Христос; когда Он придёт, то возвестит нам всё» (Ин.4,25). Далее Христос свидетельствует: «Это Я, Который говорит с тобою» (Ин.4, 26).

Самарянка, получив от Христа заповедь о поклонении Господу в «духе и истине», присоединилась к апостольскому служению, приведя ко Христу множество жителей своего города, так что Ему пришлось остаться там ещё на два дня.

Таково преображающее действие Духа Божия в человеке! Святитель Василий Великий учит: «Дух, воссияв очищенным от всякой скверны, через общение с Собою делает их духовными. И как блестящие и прозрачные тела, когда упадёт на них луч света, сами делаются светящимися и отбрасывают от себя новый луч, так духоносные души, будучи озарены духом, сами делаются духовными и на других изливают благодать».

Призыв Христа к апостолам у источника Иакова готовит Церковь к проповеди слова Божия после Воскресения Христова: «Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» (Ин.4,35). Деяния апостолов, читаемые перед Евангелием на богослужениях вот уже четыре недели, повествуют нам об Откровении Духа Божия в растущей Церкви.

На примере этой самарянки, которая впоследствии крестилась, отправилась проповедовать сначала в Африку, потом в Италию и претерпела мученическую смерть вместе со своими сёстрами и детьми, показывает, что Господь смотрит на сердце человеческое, что у Него первый тот, кто горит своей любовью к Нему, что Он избирает тех, кто Его избирает. И в эти пасхальные дни, Церковь напоминает нам, что мы должны гореть любовью к Богу, забывая о своих, может быть каких-то нуждах, сжигая свои страсти, зная, что главное в жизни – это стремление нашей души к Богу, что мир и успокоение наступают только в Боге.

Подобно самарянке, постараемся и мы напитать себя от «источника воды, текущей в жизнь вечную» Святого Евангелия, научимся поклоняться Богу в Духе и Истине, изменим свою жизнь, отказавшись от греха, чтобы и словом, и делом нести в мир истину о Воскресшем Спасителе!

Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая