Интеграция детей с ОВЗ в социум — задача педагогов
Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое ″Я″ среди других людей.
Дети с ОВЗ составляют особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу. Особенность этой группы выражается в неспособности самостоятельно преодолевать отклонения от нормального становления личности, реализовывать свои конституционные права, направлена на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Помощь в социализации детей с ОВЗ должны оказывать педагоги. Родители доверили им своих детей в надежде, что их ребята смогут полноценно жить в обществе, стать его полноправными членами.
В Багаевской СОШ №3 с каждым годом увеличивается количество детей с ОВЗ. Коллектив педагогов и специалистов совместно с родителями таких деток стараются обеспечить оптимальное развитие, успешную интеграцию их в социум, т.е. то, что мы называем социализацией, включающей в себя комплекс разнообразных методов.
Педагоги-предметники, педагоги–психологи Рябоконева И.А., Кайгородцева В.В., педагоги-дефектологи Борзунова В.В., Бойченко И.Д., педагоги–логопеды Казачкова Е.В., Бойченко И.Д., тьютор Кашинцева С.Н. работают над выявлением и развитием творческих способностей каждого ребенка уже с первых дней его появления в школе. На занятиях используются технологии продуктивного и личностно-ориентированного обучения. Групповые и парные формы работы развивают коммуникативные навыки, культуру общения воспитанников, что, несомненно, способствует личностному росту и развитию — неотъемлемых составляющих социальной адаптации детей.
В течение учебного года обучающиеся с ОВЗ под чутким руководством педагогов-кураторов (Пугаченко Н.В., Ткаченко Н.И., Ковалева М.Б., Сапегина Г.Г., Мартынова В.И., Алексанян А.М., Рябоконева И.А., Белых Н.С., Кобух Е.А., Сафиулина О.Д., Шевченко С.В., Владимирова Л.В., Щелканова В.А.,Картамышева А.А., Кашинцева С.Н.) и специалистов принимают активное участие в конкурсах творческих работ и различных мероприятиях. Например, в рамках акции «Свеча победы» дети помогали изготавливать окопные свечи, для них проводятся мероприятия ко Дню пожилого человека, Дню матери, Новому году, Масленицы, 23 февраля, 8 марта и т.д. Некоторые ребята посещают радиотехнический кружок, на занятиях которого собирают радиоуправляемые модели катера и спасательной машины. Педагог кружка Стяжкин В.Н. обучает мальчишек с ОВЗ ремонту различной техники, премудростям мужской работы, что принесет немало пользы в их дальнейшей жизни.
В конце апреля в Багаевской школе №3 прошла Неделя инклюзивного образования. Педагоги индивидуального обучения и специалисты проводили открытые уроки по предметам, спортивно-оздоровительные и коррекционно-развивающие занятия.
Одна из важнейших задач по социализации, стоящих перед школой, — это профориентационная работа и трудоустройство выпускников с ОВЗ. Безусловно, не все дети с проблемами в развитии могут успешно интегрироваться в социум, поэтому главная задача — работать в содружестве с общественными организациями, организовывать встречи с интересными людьми, проводить экскурсии.
Так, в ММЦ «Вектор роста» специалист по молодежной политике Администрации Багаевского района Прядко А.С. и руководитель ММЦ Горбатенко Д.Ю. провели для детей с ОВЗ экскурсию по центру и рассказали о работе с молодежью района.
Затем вместе с родителями ребята участвовали в мастер-классе по раскрашиванию гипсовых фигурок: цветов, медвежат и т.д. Педагог ДШИ Прудиева Е. А. научила их подбирать и смешивать краски, рассказала, как изготавливались гипсовые фигурки, как правильно работать кисточкой. Детям и их родителям очень понравилось мероприятие, которое было посвящено Году семьи.
Ребята были на экскурсии и в пекарне торгового центра «Бум». Работники пекарни показали процесс изготовления хлебобулочных изделий, рассказали о своей профессии и угостили своей продукцией.
Большую помощь в социализации детей с ОВЗ оказывают работники Центральной районной библиотеки. В рамках Недели инклюзивного образования Пархоменко М.Н. провела мероприятие «В подарок — книга».
Такое сотрудничество вносит свой посильный вклад в решение основной проблемы социализации — преодоление отклонений от нормального становления личности через реализацию основных задач, тесно взаимосвязанных меж собой: пробуждение социальной активности, воспитание чувства собственного достоинства, формирование стремления к самоопределению, способности к выбору жизненной позиции, навыков правильного поведения, трудового обучения и подготовка к посильным видам труда, развитие творческих способностей.
Заключительным аккордом Недели инклюзивного образования стало профориентационное мероприятие «Кем быть?», на котором детей с ОВЗ познакомили с различными профессиями. Они своими руками изготовили хлебобулочные изделия, соблюдая все правила выпечки.
Ребенок с ОВЗ имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве. Особые дети очень тонко чувствуют участие в своей жизни других людей, оценку собственного труда со стороны окружающих. Главное — радоваться успеху детей с ОВЗ вместе с ними.
Коллектив Багаевской СОШ№3, дети с ОВЗ и их родители выражают благодарность всем неравнодушным людям, которые внесли свой вклад в личностное развитие «особенных» детей в социуме.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Уже много лет в Багаевском районе организовано индивидуальное обучение детей с ОВЗ
«Добру откроются сердца»: педагоги учатся — Новое время (bagaevka-press.ru)