Многие именитые писатели не могли представить жизнь без любимого хобби. У кого-то оно было вполне безобидным, у кого-то — экстравагантным. Например, Лев Толстой в 67 лет научился кататься на велосипеде и полюбил это занятие. «Культура.РФ» рассказывает о других нескучных увлечениях русских классиков.
МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ И ЖИВОПИСЬ
Рисование было для Михаила Лермонтова больше, чем просто обязательная учебная дисциплина. Родственник поэта Аким Шан-Гирей писал, что любовь к изобразительному искусству Лермонтов питал еще в раннем возрасте: «…он был счастливо одарен способностями к искусствам; уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины…»
Первым наставником Лермонтова в живописи стал художник Александр Сосницкий: он готовил юношу к поступлению в Московский благородный университетский пансион. Позднее Лермонтов брал уроки живописи у именитого русского художника Петра Заболотского, который написал два портрета самого поэта — в 1837 и 1840 году.
Лермонтов был разноплановым художником. Он рисовал пейзажи, портреты, жанровые сценки, военные сюжеты, иллюстрации к собственным произведениям и даже карикатуры. Его лучшие работы связаны с Кавказом — это картины в духе романтической живописи, написанные во время ссылки. Сегодня известны 13 картин Лермонтова, выполненных маслом на холсте, картоне и дереве, более 40 акварелей и более 300 рисунков и набросков.
НИКОЛАЙ ГОГОЛЬ И РУКОДЕЛИЕ
Николай Гоголь был одной из самых загадочных фигур в русской классике. Писатель обладал не только странными привычками и фобиями, но и увлечениями. Например, коллекционировал миниатюрные издания книг — «карманные» и тратил на них баснословные суммы. Так, хоть он и был равнодушен к точным наукам, выписал себе математическую энциклопедию только из-за ее формата в 1/16 долю листа.
Было у писателя еще одно необычное хобби. По словам литературного критика и близкого приятеля классика Павла Анненского, Гоголь с удовольствием занимался рукоделием. Он с большой старательностью кроил батистовые платки и чинил шинели. Умение обращаться с иглой досталось ему от четырех сестер: Анны, Марии, Ольги и Елизаветы.
Увлекался писатель и кулинарией. Друзей любил угощать самодельными варениками и галушками. Любимым напитком Гоголя было козье молоко, которое он варил по особому рецепту с добавлением рома, почему-то называя его «гоголь-моголем»
ВЛАДИМИР НАБОКОВ И БАБОЧКИ
Был увлеченным и живо интересующимся окружающим миром подростком, и, в том числе, обожал бабочек. Любовь к хрупким насекомым позднее переросла в настоящие научные изыскания: писатель проявил себя как серьезный исследователь-энтомолог и даже первым описал некоторые виды бабочек в научных статьях. Бабочка стала символом его творчества: исследователи насчитали 570 упоминаний насекомого в произведениях Набокова. Писатель не раз говорил, что останься он в России, то, скорее всего, был бы скромным научным сотрудником в каком-нибудь провинциальном зоологическом музее.
Он изучал бабочек везде, где бы ни жил: в Петербурге, Крыму, во Франции и Америке. В итоге для постоянного места жительства Набоков выбрал Швейцарию. На вопрос, почему именно там он решил осесть, неизменно отвечал, что главной причиной были бабочки. За почти 70 лет жизни писателя в эмиграции он собрал несколько внушительных коллекций, но до наших дней сохранились только бабочки американского и швейцарского периода.
Любил писатель и бокс. Подростком Набоков занимался с персональным тренером, лупил по пневмогруше и имел раздражавшую его одноклассников привычку бить на английский манер «наружными костяшками кулака, а не нижней его стороной». В бедные эмигрантские годы бокс позволил Набокову не остаться без крова над головой: он давал не только уроки тенниса и французского языка, но и бокса. Более того, познания в боксе помогли Набокову натуралистично прописать сцену драки в романе «Подвиг»: «Дарвин и Мартын, мгновенно сжав кулаки, подняли согнутые в локтях руки (правая заслоняет живот, левая ходит поршнем) и принялись упруго и живо переступать на напряженных ногах, словно подтанцовывая. …но когда кулак Дарвина вдруг вылетел и Мартына треснул по челюсти, все изменилось: пропал страх, стало на душе хорошо, светло, а звон в голове от встряски пел о Соне — настоящей виновнице поединка».
АЛЕКСАНДР КУПРИН И АВИАЦИЯ
Автор «Гранатового браслета» и «Поединка»
имел экзотическое увлечение — по современным меркам он был настоящим экстремалом. Будучи мужчиной с могучей комплекцией, он поднимался в небо на воздушном шаре и аэропланах, спускался на морское дно в водолазном костюме.
Увлечение Куприна романтикой авиации началось в 1909 году после того, как он на петербургском аэродроме посмотрел один из первых публичных полетов. Хоть полет и закончился неприятным инцидентом (аэроплан разбился, но в катастрофе никто не погиб) — в Куприне поселилась идея самому подняться в воздух. Этой идеей он заразил и своего друга, известного борца Ивана Заикина. В 1910 году они осуществили общую мечту в Одессе с помощью «Фармана», популярного тогда самолета французского производства. Пилот и пассажир сидели в открытой кабине «летающей этажерки»: впереди — авиатор-Заикин, сзади — Куприн. Полет окончился аварией — за свою мечту энтузиасты чуть не расплатились жизнями. Но впечатлений было столько, что хватило на очерк «Мой полет». Позже Куприн написал много рассказов, посвященных зарождению авиации и отважным летчикам: «Люди-птицы», «Волшебный полет», «Сны», «Сергей Уточкин», «Сашка и Яшка», «Потерянное сердце». А когда на аэродроме в Гатчине открылся авиационный отдел воздухоплавательной школы, писатель стал часто приходить на летное поле. Он подружился с летчиками Прокофьевыми, Коноваловым — они нередко поднимали его в воздух, а он, в свою очередь, посвящал им рассказы. Куприн навсегда сохранил восторженное отношение к «людям воздуха», а ощущение полета ставил выше «чудес самой чудесной из сказок».
https://www.culture.ru/materials/223370/neobychnye-khobbi-russkikh-pisatelei
Дарья Лёгкая, Культура.РФ