Новые Правила грозят электросамокатчикам и автомобилистам

Закон и право

Новые правила могут создать проблемы не только для владельцев электросамокатов, но и для автомобилистов

Рабочая группа по безопасности дорожного движения Аналитического центра правительства России обсуждает глобальные изменения в законодательстве и правилах.

Электросамокатчиков могут обязать регистрировать свои транспортные средства и фиксировать каждую поездку. Однако перепадет новаций и автомобилистам. 

Кому можно курить за рулем?

Среди прочих рассматривается вопрос о возможности курения за рулём. Очевидно, что при возможности внести изменения в правила, необходимо воспользоваться моментом и внести изменения в другие статьи.

Изменения могут коснуться статьи 2.7 правил, которая запрещает использование телефона во время движения, если он не оборудован специальным устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

Однако такая формулировка устарела, поскольку сейчас любой телефон оборудован таким устройством, включая громкую связь. Тем не менее, некоторые водители продолжают использовать телефон для просмотра видео, отправки сообщений в социальных сетях и других действий, которые могут отвлекать от управления транспортным средством.

В новой редакции статьи запрещено использование любых устройств, не предусмотренных конструкцией транспортного средства и требующих использования рук или отвлечения от управления транспортным средством во время движения, за исключением случаев использования их функций без применения рук для определения маршрута движения.

Таким образом, любое устройство в руках водителя может быть признано лишним. Изначально предполагалось, что это будет смартфон или планшет, но в итоге под запрет попали такие устройства, как электронные сигареты, вейпы и айкосы, а также системы нагревания табака.

В то же время, сигареты не подпадают под запрет, поскольку они не являются устройствами.

Электросамокатам могут присвоить номера

Новый законопроект и поправки в правила вводят новый термин — средства микромобильности. К ним относятся электросамокаты, электровелосипеды и мопеды. Все остальные транспортные средства остаются в категории средств индивидуальной мобильности.

Однако возникает вопрос: почему в этой категории, где главным критерием является наличие двигателя, смешиваются различные виды транспорта? Для управления мопедом необходимо пройти обучение и получить права категории «М», в то время как для управления электросамокатом или электровелосипедом это не требуется, хотя их мощность может быть гораздо выше, чем у мопеда.

Новый законопроект устанавливает требования к регистрации средств микромобильности, то есть присвоение им номеров. Пока неясно, каким образом это будет реализовано. Также необходимо зарегистрировать собственника с получением QR-кода. При этом регистрация будет требоваться для каждой поездки на электросамокате.

Представитель Минтранса Владимир Луговенко утверждает, что для этого не потребуется установка дополнительных устройств на электросамокат, достаточно будет смартфона. По его словам, это позволит сформировать принцип подключённости, который позволит мониторить передвижение таких транспортных средств. Однако неясно, кто будет заниматься мониторингом, вылавливанием и фиксацией номеров на дорогах, учитывая, что они не должны ездить по дорогам.

Без обучения на двух колесах не поедешь

С учётом большого количества требований к водителям электросамокатов и электровелосипедов, а также признания этих транспортных средств транспортными средствами, возникает вопрос о том, откуда водители будут узнавать правила. По мнению президента Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяны Шутылевой, даже будущие водители мопедов, не имеющие прав, должны пройти обучение.

Закон вводит требования к электросамокатчикам, аналогичные требованиям для водителей автомобилей: соблюдать правила дорожного движения, не покидать место ДТП и оказывать первую помощь пострадавшим. Всё это требует обучения, включая распознавание жестов регулировщика.

Эксперты считают, что необходимо ввести дополнительную категорию прав, например, «М1», для тех, кто собирается управлять электросамокатами. Это позволит обучать их правилам и принимать экзамен перед допуском на дороги.

Вейпы за рулем могут оказаться под запретом. А вот сигареты — нет… / iStockНовый