О парадоксах классической литературы

Герои российской комедийной мелодрамы под названием «Два дня» (режиссер Авдотья Смирнова) Петр Дроздов и Владимир Ильин спорят о роли русской классики в современном мире. Весьма показательный диалог:

— Мы все выросли на русской классике. И наша задача — передать её следующим поколениям.

— А Вы знаете, Владимир Николаевич, вот я давно думаю, что вообще-то русскую классику надо запретить. Ну, во всяком случае, в школе. Взрослые пусть читают, а вот детям голову морочить не надо.

— А это почему это?

— Да потому что. Выходит молодой человек в жизнь с какими-то дикими представлениями. Ничему ваша классическая литература не учит. Нету таких мужчин, таких женщин, таких отношений. Нету. Ну, может, когда-то были… Но сейчас точно нет. Человека, который поверил во все эти идеалы, ничего, кроме разочарования в жизни, не ждёт. Не бывает таких святых, как князь Мышкин, таких порядочных, как Татьяна Ларина. Не бывает…

Классическими произведениями принято восхищаться. Но что такое классика? Только ли литература, созданная на определенном временном отрезке, издающаяся и читаемая сегодня? Могут ли устареть мысли, поступки, движения души героев — сопереживаем ли мы им так, как сопереживали современники автора? И не преувеличено ли значение классики для нас, сегодняшних читателей? Кто прав? Поспорим с авторитетами?

— Нет лучшего средства для освежения ума, как чтение древних классиков; стоит взять какого-нибудь из них в руки, хотя на полчаса, — сейчас же чувствуешь себя освеженным, облегченным и очищенным, поднятым и укрепленным, — как будто бы освежился купаньем в чистом источнике. (Артур Шопенгауэр)

— Господа, перечитывайте Толстого и Достоевского — там про нас все написано. (Виктория Газинская)

— Классика требует уважения. Это не для детей. (Из фильма «Человек дождя»)

— Что будет, когда ты выйдешь из моды?

— Я очень хочу выйти из моды и превратиться в классика. (Педро Альмодовар)

— Я был поражён, сколько классической литературы может быть прочитано так, будто всё было написано сегодня, а тому, кто не знает истории, события прежних времен могут показаться событиями нынешними, только происходящими где-то в других странах. (Бернхард Шлинк)

— Классической можно считать любую пользующуюся успехом книгу, которая будет вызывать интерес следующей эпохи или поколения. Тогда она уже незыблема, как стиль в архитектуре или мебели. Взамен просто модности она приобретает художественную ценность… (Фрэнсис Скотт Фицджеральд)

— Eсли хочешь понять, что у тебя творится в голове, в сердце, — читай и слушай классиков. (Армен Джигарханян)

— Именно родное слово, отточенное классиками, закладывает в нас национальный культурный код. Человек, вовремя не прочитавший Пушкина, Толстого, Достоевского, Чехова, Шолохова, будет иметь к России скорее паспортную, нежели духовную принадлежность. (Юрий Поляков)

— Мы растем вместе с книгами — они растут в нас. И когда-то настает пора бунта против вложенного еще в детстве отношения к классике. (Петр Вайль, Александр Генис)

— Классической называется книга, которую все хвалят и никто не читает. (Марк Твен)

— То и дело слышу: «Жорес не учёл, Герцен не сумел, Толстой недопонял…». Словно в истории орудовала компания двоечников! (Учитель Илья Семёнович Мельников, фильм «Доживем до понедельника»)