О праздновании Пасхи: почему принято освящать куличи и дарить друг другу яйца

Полезно знать

Воскресение Христово празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния (между 22 марта/4 апреля и 25 апреля/8 мая).

Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством.

С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.

Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху, двери райские нам отверзающую, Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми – в знак того, что теперь Воскресеньем Христовым открыты для всех врата Царствия Божия.

Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.

В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами.

Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо «Царю Небесный» — «Христос воскресе» (трижды).

Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня – до Вознесения Господня.

Древние христиане великий праздник Пасхи святили особыми делами благочестия, милости и благотворения. Подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти, благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников (но не уголовных преступников). Простые христиане в эти дни помогали нищим, сирым и убогим. Брашно (то есть еду), освященные в Пасху раздавали бедным и тем делали их участниками радости в Светлый праздник.

Древний святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми мирянами, состоит в том, чтобы во всю Светлую седмицу не опускать на одного церковного Богослужения.

Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца

С давних времен хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот обычай произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, когда она, по Вознесении Господнем, пришла в Рим для проповеди Евангелия и там вошла во дворец императора. В те времена люди, приходя к императору, обязательно вручали ему какой-нибудь подарок. Богатые приносили драгоценности, а бедные дарили что могли – хотя бы одно яичко.  И вот Мария Магдалина, бывшая когда-то богатой, пришла теперь, когда у нее ничего больше не было, кроме веры в Иисуса Христа, предстала пред императором Тиверием и подала ему в подарок простое яйцо, воскликнув: «Христос Воскресе!», начиная, таким образом, свою проповедь. Слушал Тиверий и удивлялся новому учению. А затем ответил: «Скорее это белое яйцо сделается красным, чем я поверю в воскресение мертвого человека».  И пока он это говорил, яйцо стало меняться цветом: порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Тогда властитель Рима поверил в Воскресшего Христа.

С того времени в светлый праздник Пасхи православные христиане дарят друг другу красочные яйца, как символ веры в Воскресшего Христа! Красный цвет – это цвет крови, пролитой Им за нас на Голгофе, и цвет радости, что Христос Воскрес. А в церквях на торжественных богослужениях в этот радостный день все вместе поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть, поправ и сущим во гробех живот даровав!»

Почему Церковь освящает пасхи и куличи

Пасхальный кулич – это церковно-обрядовая пища. Кулич – это род артоса на нижней степени освящения. Откуда же происходит кулич и почему на Пасху пекут и освящают именно куличи?

Православным христианам особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие из них имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжение Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемые пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.

Употребление освященных куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх.12, 3-4). Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей, верующие в первый день праздника, придя из храма домой и, окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесной подкрепление – прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой Седмицы.

 Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая

Фото: freepik.com