Оптина Пустынь – заветное место

Общество

Оптинский монастырь — величественный белый кремль с четырьмя храмами, крепостными стенами и башнями

Оптина Пустынь находится в нескольких вёрстах от Козельска Калужской области на берегу быстрой речки Жиздры, отрезающей её от остального мира, и окружена девственным бором.

Высокая духовная жизнь Оптиной гармонирует с её внешней красотой. Н.В. Гоголь после  посещения Оптиной описывает её исключительную духовность и благотворное её влияние на всё с ней соприкасающееся. В чём же загадка Оптиной? В чём сердцевина её тайны? Гоголь писал: «За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь её благоухание. Всё становится приветливее. Поклоны – ниже. И участия к человеку – больше».

Много монастырей было в России – этих чудесных островов любви и молитвы. И не только к Оптинскому роднику за живой Евангельской водой притекали русские люди.  Гоголь говорил: «Монастырь наш – Россия». И много старцев, благоухающих ароматами святости, возрастила Русская земля! Кузница духовности и нравственности, институт старчества. Всё это называется Оптина пустынь – заветное место на русской земле, куда стремятся приехать не только наши сограждане, но и иностранцы.

Но Оптинский феномен уникален тем, что в скромной, неприметной, смиренной белоснежной обители старчество запылало Неопалимой купиной на целое столетие.

Преподобные старцы Оптиной Пустыни  просияли святостью жизни в ХIX – начале XX века. Всего их было 14 – опытных, умудренных духовных наставников людей самого разного положения – и монахов, и простых крестьян, и ученых; их советы были исполнены духом смирения, страха Божия и открытой любви. Познакомившись с ними, известный русский писатель Ф.М.Достоевский говорил устами героев своих произведений, что пока встречаются такие люди, «есть где-то на земле Правда Божия».

Вокруг Оптиной  Пустыни  возник целый поселок мирян, для которых стало ежедневной потребностью посещать Оптинское богослужение и слушать советы преподобных; старцы беспрепятственно принимали людей, с другими они вели переписку. В ХХ веке, во время  насаждения в России безбожия, Оптина Пустынь была закрыта, а последние её старцы были исповедниками и мучениками. Несмотря на это, молитвенное почитание преподобных  старцев распространилось по всей России и за её пределы. В 1988 году был причислен к лику святых  самый знаменитый  Оптинский старец – Амвросий, а в 1996 году – и все остальные старцы. Их святые мощи были выставлены на поклонение в возрожденной  обители.      

Золотой век Оптинского старчества; созвездие смирения и любви, горение ревности и духа. «Из полы в полу», от сердца к сердцу передавалось и хранилось Богом старчество в Оптиной. Как свеча от свечи загорались старцы друг от друга, и своё сердечное пламя любви передавали всей богомольной России. Оптина была тогда самым жарким духовным костром, у которого грелась вся Россия. Именно сюда протянулись нити сердец тысяч и тысяч людей: от крестьян до князей, от простецов до цвета русской интеллигенции.

Старцы – это «земли Российской утешители, это духовные маяки, указывающие заблудшему человеку путь к «Единому на потребу». Старцы – это подвижники, которые проделали очень долгий, очень трудный, очень непростой путь – многоскорбный, тяжелый путь к самим глубинам своей души. Этот те, кто молитвой и постом, бдением, отрывом от суеты и праздности, и самое главное – любовью и благодатью Христовой расчистили в себе образ Божий. Из источника их сердца забила такая чистая и чудесная евангельская вода, которая может напоить многие и многие жаждущие уста. Это многоопытные духовные врачи, в аптечке которых огромное количество лекарств и инструментов – от пластыря сострадания и утешения до ревностного скальпеля хирурга, когда только оперативное вмешательство может спасти больного.

Евгений Поселянин, замечательный духовный писатель, хорошо знавший преподобного Амвросия, писал о нём и о старчестве: «Меня покорила его святость, и та непостижимая бездна любви, которая была в нём. Я стал понимать, что значение старцев – благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости. Учить людей жить счастливо и,  помогать  нести, выпадающие на их долю тягости и скорби, в чём бы они ни состояли».

Для старцев не имело никакого значения, кто обращался к ним: генерал и крестьянин, князь или кухарка. Душа – вот та единственная непреходящая ценность, которая интересовала старца. Старцы учили народ дышать воздухом молитвы. Учили покаянию, вере, познанию воли Божией. Они жили с Россией одной жизнью, одним сердцем. Они не закрывались монастырскими стенами от боли и человеческих страданий. Они вместе с народом молитвенно несли и терпели его скорбь. Вместе с ним делили и его радость.  Преподобные старцы и сейчас молятся – «да утвердит Господь земное Отечество наше в православии и благочестии!».

Старцы боролись и борются за человеческую душу. Душа человеческая может подняться до самых вершин познания Бога и может опуститься до мрачных подземелий ада.  Может обелиться, как прекрасная невеста Христова, а может добровольно сделать себя притоном самых низменных, самых мерзких страстей и пороков. «Сердце – не щепка, — говорил преподобный Анатолий старший, — и душа человеческая – вещь недешёвая. Она дороже всего мира».

…Когда мы внимательно читаем поучения старцев, то видим, как они постоянно напоминают нам о том, что в жизни христианина нет чего-то малоценного, незначительного, второстепенного. Всё важно. Каждое слово, каждая мысль, каждая новая встреча. Старец Нектарий любил говорить: «Ищите во всем великого смысла!». Поэтому в свете  Евангелия даже кажущиеся мелочи нашей жизни, простые будничные события приобретают вдохновенную окраску великой важности и ценности перед Богом.

И жизнь наша духовная складывается не из каких-то неимоверных, тяжелых, абстрактных подвигов. Она часто складывается из простого маленького человеческого участия, из тихой сокровенной сердечной молитвы друг за друга. Она складывается из сострадания, терпения, уважения к человеку. А проще сказать – она складывается из любви!

«Жить – не тужить, никого —  не осуждать, никому —  не досаждать, и всем – моё почтение!» Кто не знает этих крылатых слов преподобного Амвросия Оптинского? Простые слова, но какая в них глубина и важность!  А преподобный Иосиф, словно удивительный, прекрасный духовный завет, оставил свои бесценные слова, обращенные к каждому из нас: «Не отбивайся от Оптиной! Верую в то, что каждый приходящий в Оптину в крайней своей потребности найдёт удовлетворение милостью Божией и за молитвы великих отцов наших. Они многих воспитали духовно для Небесного Отечества. Не перестают они и теперь духовно воспитывать тех, кто приходит в Оптину на поклонение их святым мощам».

Преподобный Анатолий-младший вдохновенно пророчествовал о судьбе нашей Отчизны: «Будет шторм, и русский корабль будет разбит… Но явлено будет великое чудо Божие. Все щепки и обломки волею Божией и силой Его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль во всей красе и пойдёт своим путем, Богом предназначенным». Мы являемся и свидетелями и участниками этого собирания русского корабля!

И сегодня Оптинские старцы собирают нас, чтобы согреть своим молитвенным теплом. Старцы молятся за Россию, молятся за всех нас! Они там, на Небе, у Престола Божия вместе с сонмом русских святых молитвенно продолжают борьбу за русскую душу. Они слышат наши молитвы. И как говорил преподобный Нектарий: «Если мы воскликнем: «Все святи, молите Бога о нас!» — то всё Небо сразу же ответит: «Помоги, Господи!».

Будем молиться им. Они наши Небесные покровители. Духовные маяки. Они всегда рядом!

Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая