В силу ст.42 Конституции РФ, ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу.
Согласно ст.1 Земельного кодекса РФ земельное законодательство основывается на принципах учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю, приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
В соответствии с п.1 ст.7 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории: — земли сельскохозяйственного назначения; — земли населенных пунктов; — земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; — земли особо охраняемых территорий и объектов; — земли лесного фонда; — земли водного фонда; — земли запаса.
Согласно п.2 ст.7 ЗК РФ вышеуказанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
Ст.42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Под нецелевым использованием земельного участка понимается такое использование участка, которое не связано с его принадлежностью к той или иной категории земель. Следствием использование земельного участка не по целевому назначению может быть требование о сносе возведенных на нем самовольных построек.
За нецелевое использование земельного участка установлена административная ответственность по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ. При этом под действие данной статьи подпадает использование участка как не в соответствии с целевым назначением с учетом его категории, так и с нарушением вида его разрешенного использования.
Санкцией за совершение правонарушения по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ является штраф.
При расчете размера штрафов используется механизм кратности в процентном выражении кадастровой стоимости участка. Так, на гражданина может быть наложен штраф в размере от 0,5 до 1% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 10 тыс.руб.; на должностных лиц — от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 тыс.руб.; на юридических лиц — от 1,5 до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 тыс.руб., а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 10 до 20 тыс.руб.; на должностных лиц — от 20 до 50 тыс.руб.; на юрлиц — от 100 до 200 тыс.руб.
Наложение административного наказания за совершенное правонарушение не исключает обязанности пользователя устранить допущенные нарушения и привести земельный участок в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
М.А. Филонова, помощник прокурора, юрист 3 класса