Коррупция — это незаконное использование служебного положения или злоупотребление полномочиями для получения себе или третьим лицам денег, имущества, имущественных прав, услуг и иной выгоды. К коррупции относится незаконное предоставление таких выгод лицу, которое занимает служебное положение или наделено полномочиями, дача, получение взятки, коммерческий подкуп. Все эти действия, совершенные от имени или в интересах юридического лица, тоже являются коррупцией. Такое определение следует из п. 1 ст. 1 Закона о противодействии коррупции.
Профилактика коррупции — это предупреждение, выявление и устранение причин возникновения коррупции (пп. «а» п. 2 ст. 1 Закона о противодействии коррупции).
Основные меры профилактики указаны в ст. 6 Закона о противодействии коррупции.
Исходя из этих мер, в муниципальном органе должны быть утверждены документы, созданы подразделения, рабочие группы, комиссии и т.д. Также нужно проводить работу с сотрудниками по формированию нетерпимости к коррупции.
Для соблюдения антикоррупционного законодательства в муниципальном органе должны быть:
1) положения:
— о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;
2) перечни должностей муниципальных служащих:
— которые должны представлять сведения о доходах и имуществе как своих, так и супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
— доходы и имущество которых размещается на сайте;
— которым запрещено иметь счета (вклады), хранить деньги и ценности в иностранных банках, владеть или пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
3) порядки:
— уведомления при возникновении конфликта интересов;
— проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;
— сообщения о получении подарка;
— уведомления о склонении служащего к коррупции;
— представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
4) кодекс этики муниципальных служащих.
5) должны быть созданы:
1) подразделение по профилактике коррупции и иных правонарушений. Вместо подразделения вы можете назначить ответственное за это должностное лицо;
2) комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;
3) рабочая группа для рассмотрения практики признания недействительными ненормативных правовых актов (решений, действий), принятых в органе;
4) сотрудник, который отвечает за направление информации в реестр лиц, которые уволены в связи с утратой доверия.