1 июля начинается Петров пост
Его именуют также Апостольским, ведь посвящён он памяти всех апостолов, как первых членов Церкви Христовой, из которых первоверховными являются Пётр и Павел.
Продолжительность поста бывает разной и зависит от дня празднования Пасхи. Если Пасха поздняя – пост короткий, и наоборот. В этом году — с 1 по 11 июля.
Петров пост очень щадящий. Во все дни недели, кроме среды и пятницы, можно употреблять в пищу всё, кроме мяса, яиц и молочных продуктов, то есть допустимы любые блюда из рыбы и морепродуктов, овощи, фрукты, орехи, а также растительное масло.
Петров пост установлен Церковью после радостного, «цветного» периода, и это закономерно. Ведь после сорока дней общения с воскресшим Христом, Его вознесения на небо и последовавшего затем сошествия Святого Духа, у апостолов начался период благовестия, полный благодатных и щедрых даров Господа, чудес и знамений, но также скорбей, испытаний, гонений и даже смерти.
Сам Христос часто утверждал, что войти в Царствие Небесное можно только через многие скорби, и в то же время утешал апостолов: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11;30). И как Сам Он пострадал на кресте, так и апостолам было суждено погибнуть от рук гонителей, чтобы и в земной, физической смерти разделить чашу страданий Господа.
Все апостолы, за исключением Иоанна Богослова, погибли от рук гонителей. Они шли на смерть мужественно, с твердой уверенностью в том, что гибнут за Истину, что смерть соединит их со Христом.
И часто радость ожидания этой встречи являлась лучшим ошеломляющим свидетельством веры для грешного мира. Многие из тех, кто оказывался очевидцами их казни, обращались в новую веру и исповедовали Христа своим Господом.
Первым человеком, пострадавшим от рук гонителей Христовых, был архидиакон Стефан, приговоренный иудейскими старейшинами к побитию камнями. Церковь именует его первомучеником.
Как повествуют Деяния апостольские, в момент смерти он увидел небеса отверстыми, Самого Христа и множество ангелов с Ним и молился за своих убийц, чтобы грех их не был им вменён.
Также мученически погиб и первый епископ Иерусалима – святой Иаков, брат Господень, которого обезумевшая толпа фанатиков сбросила с крыши, а затем забросала камнями. Апостол Павел, как римский гражданин, был казнен отсечением головы.
Апостол Андрей был распят на косом равноконечном кресте, который с тех пор стал называться андреевским и, в частности, изображается на российских военно-морских флагах.
Сохранилось предание о кончине апостола Петра. В период нероновских гонений на христиан он находился в Риме, и члены римской общины из страха преследования уговорили его покинуть город, чтобы сохранить свою жизнь.
Когда Петр вышел за городские ворота, он увидел вдруг идущего навстречу ему Христа и от неожиданности спросил: «Куда идёшь, Господи?».
Он услышал лаконичный ответ Христа: «Иду в Рим, чтобы Меня опять распяли». Пораженный этими словами, Петр устыдился и вернулся в город, чтобы быть в числе мучеников за Христа, — он претерпел распятие на кресте, один из самых распространенных видов казни.
Таким образом апостолы, а за ними и многие христиане в последующие времена своей смертью доказывали крепость и непоколебимость своей веры, ведь по словам древних отцов Церкви, кровь мучеников — это семя христианства, так же как и Кровь Самого Христа явилась искупительным средством, таинственной закваской Церкви, исцеляющим человека питием вечной жизни.
Как апостолы проявляли великое самоотвержение, сильную волю при жизни и в момент кончины, так и христиане, приступающие к посту, отвергаются от многих прихотей, желаний и стремлений своей души и тела – упражняют себя в молитве и воздержании, занимаются аскетическим деланием ( ведь аскетика – это наука воздержания в переводе с греческого).
Пост — особое время в году, время, посвященное Богу, время особого духовного роста. Потому что христианский пост – это изменение образа жизни, это работа над своей душой.
Что толку, если человек постится внешне, а сердце — не с Богом, полно зла, самолюбия, своеволия, противления воле Божией. У такого поста нулевая ценность, Богу не угоден такой пост.
Во время поста нужно постараться простить обиды, примириться, испросить прощения у других людей. Выправить неправильные отношения с людьми и с Богом, которые установились в течение жизни. Пост – это время, когда человек смиряется, преодолевает свою гордыню, свое самолюбие и во всем старается следовать закону Божиему.
Это трудно и дается только усилием воли, напряжением всех сил, чтобы доброе и вечное в нас победило временное и плохое. Наши человеческие чувства и желания должны стать добрыми и чистыми.
Время поста дается нам Церковью для более частого посещения храма, участия в церковной молитве, исповеди и Причастии.
Ведь исповедь и Святое Причастие помогают укрепиться в благодатной жизни и в борьбе со страстями и грехами. Во время Божественной Литургии, когда священник выносит Чашу, к нам незримо выходит Сам Христос Спаситель и предлагает Чашу жизни – вот оно, Царство Небесное, вкушай, пей!
А мы по своему нежеланию или незнанию не участвуем в брачном пире Христа Спасителя. Пост соблюдаем, а к исповеди и Причастию остаемся равнодушными. Наше равнодушие есть тягчайший грех против Христа.
Поэтому нам надо изменить своё сознание, всю свою жизнь пересмотреть, очистить свою душу покаянием и исповедью, и приступить к Чаше жизни.
Это и есть, собственно, жизнь духовная, в этом и есть наше спасение. Как мы можем в себя Божественную благодать принять? Только через Святое Причастие соединяясь со Христом Спасителем.
Однако стоит заметить, что Петров пост – самый приятный и легкий, ведь большое количество рыбных дней, а также обилие различных овощей, ягод и зелени делают его скорее оздоровительным, нежели строго ограничительным.
Выражение отцов Церкви: «Постимся, верные, постом приятным» — в полной мере относится к Петрову посту. И наше отношение к посту по сути является пробным камнем: то есть как мы относимся к посту, так относимся и к Церкви, а через неё и к Самому Христу.
Задумаемся…
Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая