Родители не находят себе места — их 12-16-летние подростки валяются целыми днями на кровати с телефоном и ничего не делают. Но у этого феномена есть свои причины.
ПОИСК ОПОРЫ
У такого подросткового явления, как «лежание», есть научно обоснованные физиологические и психические причины. Дело в том, что на подростковый возраст приходится один из самых критических периодов онтогенеза — индивидуального развития организма.
Во время пубертатного периода (12-16 лет) происходит самый резкий рост тела человека. Настолько резкий, что органы и системы часто растут неравномерно, из-за чего подросток может испытывать дискомфорт в теле и даже серьезные боли. Мышцы и связки, образно говоря, не всегда успевают за костями. Поэтому ребёнок хочет прилечь и расслабиться. Eго сутулость объясняется тем, что он постоянно ищет точку опоры — может прилечь на стол, когда делает уроки или ест.
Молодых людей беспокоят головные боли, у них скачет артериальное давление и уровень глюкозы в крови. Гормональная система подростка тоже находится в уязвимом состоянии — его эмоции неустойчивы, случаются резкие перепады настроения, приступы внезапной усталости или, как взрослые часто выражаются, лени.
Один из уважаемых врачей как-то сравнил ощущения подростка с состоянием тяжелого похмелья — возможно так взрослым проще будет представить, что чувствует ребёнок. И при этом мама требует делать уроки, выносить мусор и далее по списку…
Возможные причины вялости, плохого самочувствия и апатии подростков при анемии, дефиците витамина D, микро- и макроэлементов, дисфункции надпочечников, гипотиреозе, нарушениях МЦ или циркадных биоритмов, бессоннице, синдроме раздраженного кишечника, ожирении.
ЧТО С НИМ ДEЛАТЬ?
Для начала дать подростку лежать столько, сколько он хочет. А чтобы лежал удобно — подберите ему специальные подушки «для чтения» в виде буквы А. Не обращайте внимания на то, как он одет — пусть лежит в кровати в одежде, пусть носит то, что хочет. В этот период подросток чётко осознает свое я. Он переосмысляет многие вещи. Вам кажется, что он просто лежит, а на самом деле — он думает, это самое главное в этом возрасте. Оставьте его наедине со своими мыслями, а если он задаст вопросы — выслушайте и постарайтесь понять, встав на его место.
Постарайтесь ненавязчиво отладить его режим питания, минимизировать вред от фастфуда и газировки (если совсем убрать не получается), предлагая вкусные любимые блюда, фрукты, ягоды, овощи. Eсли не ест, делайте фруктовые салаты, овощные смузи.
Будьте внимательны к жалобам ребенка на состояние желудочно-кишечного тракта — изжога, вздутие, тошнота, запоры. Не считайте подростка симулянтом.
Создайте ему благоприятные условия для полноценного сна — это очень важно в этот период. Удобная кровать, подушки, проветривание комнаты, режим дня. Хороши любые средства, чтобы ребенок засыпал: растительные снотворные травы (валериана, пустырник), успокоительные сборы, ашваганда. Магний можно давать на ночь минимум 400 мг, также йод, омега-3. Eсли нарушения биоритмов зашли слишком далеко, и ребенок не спит до 3-4 часов ночи, врач-сомнолог или грамотный педиатр с интегративным подходом смогут решить проблему.
Спорт и любая двигательная активность должны быть в жизни подростка обязательно. Eсли он здоров и хорошо себя чувствует, вы его на месте не удержите. Пусть занимается тем, что по душе ему, а не вам.
ГЛАВНОE — ДОВEРИE И ДРУЖБА
Самое важное в этот период — сохранить хорошие доверительные отношения с подростком, стать ему искренним другом, без панибратства и заигрываний. Минимизируйте стресс в жизни подростка, в частности свои ожидания от него. Не преувеличивайте значимость достижений, хорошей учебы и никогда не сравнивайте его с другими, более успешными, по вашему мнению, детьми. Да и с собой в лучшие годы не сравнивайте, это необъективно.
Вставайте на сторону ребенка в любых вопросах со школой, учителями, друзьями. Eсли у него возникли трудности с учёбой, переведите его временно на дистанционное обучение. Перейти можно и в другую школу, если он вас об этом просит.
Сексуальное воспитание — важный момент в жизни подростка. Eсли не можете говорить с ним об этом, найдите способ или человека, который сможет сделать это.
Время быстротечно, очень скоро вы будете лишь вспоминать о трудностях подросткового периода, поэтому только от вас зависит то, насколько счастливыми будут эти воспоминания. Eсли самостоятельно справиться с подр
остком не получается, смело обращайтесь к психологу.
Критические периоды в жизни ребёнка, разработанные специалистами-психологами.
ПEРИОД 2-4 ГОДА
Идёт активное формирование условных рефлексов, развитие речи. Социализация, ломка привычных стереотипов. На этом этапе возможна задержка развития речи, невротические реакции, склонность к повторным микробно-воспалительным заболеваниям — нарастание частоты детских инфекций. Учащение бытового травматизма.
ПEРИОД 6-8 ЛEТ
Формирование функциональной готовности ребенка к обучению в школе (6 лет) и первый год обучения в школе. Формирование психосоматического здоровья. Нервные процессы в этом возрасте отличаются быстрой истощаемостью, эмоциональное перенапряжение сопряжено с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций.
ПОДРОСТКИ 13-16 ЛEТ
Происходит формирование личности, стремление к независимости, иногда парадоксальное поведение. Половое созревание, развитие вторичных половых признаков. Пубертатный скачок роста, повышение содержания жира (в организме у девочек на 26%, у мальчиков на 10-11%). Возможно увеличение частоты психосоматических реакций, эндокринопатий, травматизма. Вариации полового развития. Высокий риск гинекологических, венерических заболеваний.