Статистические данные ГИБДД не дают поводов для оптимизма. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года за девять месяцев 2023 года количество дорожно-транспортных происшествий выросло на 4,9% и составило 96,7 тысячи. Абсолютное большинство — 74,5 тысячи, произошло в городах и населенных пунктах. Всего за девять месяцев текущего года на российских дорогах пострадало 121 400 человек, погибло — 1030 человек. Ситуация тревожная.
Причины разные — здесь и превышение скорости, и управление в нетрезвом виде, и несоблюдение дистанции. В общий список стоит добавить еще два фактора: изношенность самих машин, которые по причине дороговизны не поменяли и не отремонтировали, а также шинный вопрос. Стоимость покрышек год от года растет, и многие водители именно в 2023 году решили свои шины «доездить». Однако лысая покрышка начинает скользить при первом же дожде, совсем не держит дорогу при снижении температуры и рвется от самых незначительных дорожных изъянов. Увы, но большинство на собственном опыте узнают: резина всегда дешевле железа.
Еще в конце лета вице-премьер Марат Хуснуллин, который курирует вопросы в сфере безопасности дорожного движения, обратил внимание на проблему и поручил МВД России в двухмесячный срок сформировать «дорожную карту» мероприятий по снижению смертности в ДТП. В частности, поручено переместить камеры фотовидеофиксации на аварийно опасные участки дорог и участки с большим количеством ДТП без пострадавших.
Дело в том, что в сентябре 2024 года вступят в силу поправки в Закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности…», которые ограничивают возможность превентивного реагирования на аварийность. Другими словами — не предусматривают установку камер в местах, где нет ДТП с пострадавшими. А поручение Хуснуллина как раз это и разрешает. Как быть и что делать? Логично было бы предложенный вице-премьером подход закрепить на законодательном уровне и дать возможность транспортным властям и ГИБДД регионов действовать на опережение — не ждать, пока на участке дороги накопится определенное количество раненых и погибших, прежде чем можно будет применить технические средства контроля соблюдения правил.
Что еще можно сделать на законодательном уровне? Вернуть метод контроля средней скорости. Тут процесс уже запущен: высока вероятность, что с 1 марта 2024 года в правила добавят понятие о средней скорости и необходимости ее соблюдения. Соответствующий проект постановления правительства прошел этап публичных обсуждений. Цель проста и ясна — уменьшить риски возникновения аварий, связанных с превышением скорости движения. Кстати, одно из главных преимуществ этого метода — подавление так называемых «мигрирующих» мест концентрации ДТП. Это когда после установки камеры в одном месте очаг аварийности смещается на несколько сотен метров от нее. Контроль же средней скорости обеспечивает соблюдение правил водителями на протяженных участках дорог.
По материалам «РГ»,фото «Российская газета»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Российским автомобилистам напомнили о новом штрафе
Переходим к «что делать?». Тут можно и нужно использовать «рабочие кейсы», а не «изобретать велосипед». Тем более что этот самый «кейс» имеется: на общем фоне выделяется Московская область, дорогами которой пользуются миллионы водителей.
Несмотря на насыщенный трафик, за девять месяцев 2023 года число аварий и раненых в них людей в Подмосковье снизилось на 3% и 4% соответственно. Методика проста — надо делать все и во всех направлениях. Используя полный спектр допускаемых законом способов воздействия на всех без исключения участников дорожного движения.
Важную роль занимает дорожное строительство: чтобы аварий было меньше, нужно сделать дорогу лучше. Но есть и другие механизмы. Регулярные кампании по пропаганде БДД, включая и размещение мотивационных плакатов на щитах вдоль дорог, и работу с населением, и постоянные рейды, в рамках которых выявляются пьяные водители и нарушители с ворохами штрафов.
Стоит на участке появиться камере и сопутствующему ей знаку, как количество нарушений ПДД начинает снижаться с каждым днем
Водитель знает, что любое нарушение будет обязательно зафиксировано камерами. Уверенность в неизбежности наказания — лучший способ предотвратить нарушение. Это вековечное правило касается всех сфер, но на дороге оно подтверждается изо дня в день. «Стоит на участке появиться камере и сопутствующему ей знаку, как количество нарушений ПДД начинает снижаться с каждым днем. Водители очень быстро узнают о новом комплексе и в массе своей просто перестают на конкретном месте нарушать: за первые две-три недели после установки комплексов фотовидеофиксации на участках дорог наблюдается существенное снижение нарушений Правил дорожного движения. Далее в течение трех-четырех месяцев идет плавный спад. В итоге мы получаем шестикратное снижение количества нарушений ПДД за полгода», — подтверждает директор департамента безопасности дорожного движения и аналитики оператора системы фотовидеофиксации «МВС Груп» Александр Домбровский.
Дорожники-то свое дело сделают, камеры и светофоры поставят, но безопасность дорожного движения зависит от каждого участника дорожного движения. Привилегированных нет — все обязаны соблюдать правила буква в букву. И тогда на дорогах станет безопасней.