Как меняется мышление ребенка в цифровую эпоху
Развитие мозга ребенка проходит известные этапы. Eще 50 лет назад мозг ребенка развивался в окружении простых, не перегружающих нервную систему стимулов: мамины объятия, сказки или колыбельные на ночь, игрушки, общение со сверстниками, позже — детские книжки, мультик по выходным. В таких условиях мозг получал достаточное, но не избыточное количество стимулов для развития основных функций.
Сейчас вместе с информационным и технологическим прорывом мозг ребенка с детства получает суперстимулы. Приложения дают гораздо больше сенсорных впечатлений, чем любая игрушка: и ярко, и музыка играет, и мультяшные герои прыгают-бегают по твоему желанию. При этом ребенок получает все это многообразие стимулов без особого труда — не нужно фантазировать, договариваться со сверстниками о правилах игры, мастерить что-то из подручных материалов — просто нажми пальчиком на кнопку. Так мозг лишается строительного материала для развития воображения, коммуникации, абстрактного мышления, а нервная система перегружается множественными слишком агрессивными сенсорными стимулами. В итоге познавательная и личностно-эмоциональная сферы ребенка формируются иначе, чем это было несколько лет назад.
Мозг ребенка проделывает огромную работу каждый день, простраивая навык за навыком. Причем здесь есть довольно жесткий тайминг — в каждый из периодов у мозга своя задача. В 5-10 лет первостепенно развитие основ эмоционального и социального интеллекта. Ребенок учится общаться, распознавать невербальные сигналы, вырабатывать общие правила, решать конфликты, сопереживать. Eсли в этот период он просиживает за гаджетом, тренируются другие области мозга, ответственные за реакцию, внимание, логику, оперативную память. Это замечательно, но несвоевременно. Ведь навыки, необходимые для жизни в обществе и успешной коммуникации, не нарабатываются. И уже сейчас, например, в среде молодых программистов очень востребованы тренинги для прокачки «мягких навыков» (softskills) — коммуникации, эмпатии, эффективного взаимодействия с командой. Потому что для тех, кто вырос за компьютером, общение офлайн становится проблемой.
Меняется восприятие. Информация в сети подается по определенным законам. Eсли проследить изменение контента за последние лет 20, мы увидим эволюцию от объемных текстов в ЖЖ до простых лайфхаков в картинках. А восприятие меняется вслед за доминантной формой подачи информации. Ребенок может с легкостью сделать прекрасную презентацию — красивую, наглядную, и другие дети воспримут все, что на ней написано. Такой стиль мышления называют «клиповым», когда дети привыкают воспринимать яркие, отрывочные сведения, поданные в лозунговом стиле. При этом информация, поданная в повествовательном стиле, без картинок и пунктов 1,2,3 (прощай, история и литература), пройдет мимо. Мозг привыкает к рафинированному информационному фастфуду, а на переработку сложных форматов ему лень тратить энергию. Зато современный ребенок прекрасно ориентируется в огромном массиве информации и может быстро вычленять нужные ему сведения. Безусловно, скорость обработки информации у наших детей выше, чем у нас. Поэтому, с одной стороны, мышление современного ребенка более структурное, четкое, концептуальное. С другой, теряется навык глубокого погружения в тему. Развивается логическое мышление, но становится беднее образное и ассоциативное.
Интернет учит многозадачности — можно слушать музыку, общаться в мессенджере и искать что-то в Вики. Но чрезмерная многозадачность усиливает стресс и дефицит внимания. Эта новая форма стресса называется техногенным истощением мозга. Слишком много стимулов, слишком велика перегрузка.
Кроме того, эра поисковиков избавляет детей от необходимости запоминать массивы информации. От этого страдает вербальный интеллект — основа для понимания смыслов и способности точно выразить в словах свою мысль. Кроме того, низкий вербальный интеллект становится причиной алекситимии — неспособности сформулировать и выразить свои переживания, что становится одним из факторов развития психосоматических заболеваний и депрессий.
Изменяется и картина мира ребенка: она становится более фрагментарной, отрывочной, поиск причинно-следственных связей лишен смысла, ведь всегда можно произнести волшебное «Окей, Гугл…», и получить любую информацию в готовом, упакованном виде.
Можно, конечно, написать, что ребенок ле
т до 12 не должен подходить к компьютеру вообще. И это будет идеальной рекомендацией. Но мы живем в техногенном мире, и полный отказ от гаджетов — вещь трудновыполнимая. Поэтому выбирая из двух зол, надо постараться выбрать наименьшее.
1. Откажитесь от сюжетных игр. Большинство таких игр построены по типу сериала, когда, пройдя один уровень, вы попадаете на следующий — с другим антуражем и фабулой. Именно на такие игры дети и подростки подсаживаются сильнее всего — хочется узнать, что на следующем уровне, и всегда есть момент интриги. Очень быстро дети начинают идентифицировать себя с героями игры и при любой возможности возвращаются в виртуальный мир, где их суперспособности несравнимы с возможностями в реале. Такие игры несут довольно высокий риск возникновения компьютерной зависимости, сравнимой с зависимостью от азартных игр. Поэтому если есть возможность, ограничьте доступ ребенка к сюжетным играм, по крайней мере, до 14 лет.
2. Выбирайте логические игры. Игры по типу конструктора или пазла развивают логическое и пространственное мышление, при этом, как правило, не перенасыщены суперстимулами. Этот вид игры тоже затягивает, но в нем нет личностного момента и героя, как в сюжетных. Так что любые логические и пространственные головоломки — хорошая альтернатива другим видам игр. Подбирайте игры с минимальным количеством цветов и довольно плавными движениями фигур — так вы защитите нервную систему ребенка от перегрузки. Играть на планшете (телефон не давайте ребенку из-за маленького экрана и влияния на зрение) можно не более получаса в день, начиная с 5-6 лет.
3. Разрешите креативные приложения. Начиная с 7-8 лет, ребенку можно использовать приложения для создания клипов, мультфильмов и роликов. Они помогают развить творческие задатки и научиться создавать цифровой продукт. Это помогает ему развивать мотивацию и терпение, придерживаться определенного плана и искать наиболее успешный алгоритм действий. При этом нет массированной атаки на него различных стимулов. В таких приложениях цвет, музыка и другие эффекты подбираются самим ребенком. Но увлекаться не стоит — получаса в день вполне достаточно.
Гаджеты — наша повседневность, и полностью ограждать от них ребенка не нужно. Но не допускать сужения мира до экрана мобильного телефона — важное условие для гармоничного развития детской психики.
matrony.ru