Покупателей предупредили об обманах в магазинах

Общество

Покупателей предупредили о «чёрных методах» — мошеннических схемах в торговых сетях

В любой исторический период торговля не была абсолютно честной, и с развитием общества методы обмана покупателей лишь совершенствовались. Хотя законы, защищающие права потребителей, стали более детальными, полностью искоренить мошеннические схемы пока не удалось.

Вадим Ковригин, заместитель директора института экономики, управления и права Московского городского педагогического университета, поделился с агентством «Прайм» своими наблюдениями о том, какие приёмы используют продавцы.

Юрист разделил все возможные способы обмана на две категории: прямой обман и «чёрный маркетинг».

К первой группе относятся такие традиционные методы, как обмеривание, обвес и обсчёт (завышение цены в чеке или утаивание излишне уплаченных денег). Эти методы хорошо известны и при должной бдительности легко раскрываются.

Техники из второй группы более изощрённые. Наиболее распространённой из них является манипулирование цифрами при объявлении акций. Агрессивная подача информации не позволяет покупателю понять, что скидка предоставляется не с первоначальной стоимости товара, а с уже накрученной.

«Обещание большой скидки в любой форме (просто снижение цены, «два берешь — платишь за один» и так далее) притупляет бдительность и заставляет совершать необдуманные покупки», — констатировал Вадим Ковригин.

Также эффективной в получении дополнительной прибыли является подмена бренда, когда товар продаётся под другой маркой и оказывается хуже оригинала, но стоит столько же.

Искусственно создаваемый ажиотаж, особенно в сочетании с призывами поторопиться, пока ещё остались последние экземпляры, также может привести к необдуманным покупкам.

Проблема заключается в том, что привлечь к ответственности недобросовестных продавцов очень сложно. Принуждения как такового нет, а все сведения и отзывы находятся в открытом доступе.

Поэтому на данный момент задача законодателей — усилить формулировки правовых норм, чтобы они не имели двоякого толкования.

Фото: из открытых источников