Не так давно вступил в силу закон, который внес важное дополнение в перечень оснований для блокировки платежей по банковским картам: если банк выявляет признаки совершения денежного перевода с карты без согласия ее обладателя, он обязан временно заблокировать эту операцию.
При этом он обязан уведомить об этом клиента и предложить ему лично подтвердить, что порученная банку операция исходит именно от него. Для этого закон отводит банку 2 рабочих дня, в течение которых платеж может находиться в статусе «приостановлен». В случае выражения клиентом личного согласия на перевод с его карты платеж выполняется банком. Eсли выяснится, что перевод — дело рук мошенников, платеж аннулируется. Eсли банку по истечении 2 дней не удалось получить от клиента ответ, блокировка с платежа снимается и деньги переводятся по указанному назначению.
Центральный банк опубликован приказ, в котором обозначены официальные признаки перевода денег с карты без согласия клиента (от 27 сентября 2018 г. № ОД-2525).
Какие же платежи Центробанк отнес к числу подозрительных?
Платеж, получатель которого внесен в «черный список»
Закон «О национальной платежной системе» обязал Центробанк вести единую базу всех выявленных фактов мошенничества с банковскими картами. Туда вносятся сведения о платежах, совершенных банками без согласия владельца карты, в т.ч. и о неудавшихся попытках мошенников списать деньги обманным путем. Реквизиты счетов получателей, которые фигурировали в незаконных операциях, включаются в базу в первую очередь. База ведется на основании данных, предоставленных участниками платежной системы: они обязаны информировать Центробанк обо всех случаях мошенничества с картами.
Поэтому банки, видя, что перевод предназначается получателю из «черного списка» Центробанка, должны заблокировать этот платеж и связаться с клиентом.
Платеж, выполненный с «подозрительного устройства» В эту же базу данных Центробанка включены сведения о параметрах тех технических средств, с помощью которых было совершено незаконное списание денег с карты клиента.
Поэтому в случае повторного использования такого же устройства или программы банк платеж заблокирует.
Нетипичный платеж
Это, пожалуй, самая непрозрачная категория из всех подозрительных платежей. Центробанк указал признаки нетипичных для владельца карты операций, которые следует блокировать:
• платеж совершается в нехарактерное для клиента время (например, ночью),
• распоряжение о перечислении денег с карты поступило из-за границы или другого не характерного для клиента места,
• устройство, через которое совершается операция, не соответствует параметрам устройств, ранее используемых клиентом,
• крупная сумма перевода, которая выходит за рамки обычных операций клиента,
• переводы совершаются подозрительно часто за небольшой промежуток времени.
Любое несоответствие операции сложившейся платежной практике клиента теперь может стать поводом для блокировки, в том числе:
• если клиент решил посреди ночи оплатить какой-то товар по карте,
• если владелец карты сменил телефон или компьютер, с которого управлял своими платежами,
• если потребовалось срочно перевести крупную сумму знакомому,
• если клиент выехал за границу и оплачивает там покупки картой.
Поэтому во избежание необходимости объясняться с банком и отменять блокировку карты из-за подозрительного платежа лучше заранее уведомлять банк о намерении пользоваться картой за границей или перевести крупную сумму через карту.