Праздник, который всегда…

Литературная гостиная

Можно по-всякому относиться к творчеству Шукшина — есть ведь и неприемлющие его. Но для тех, кто исповедует жизненные принципы Василия Макаровича, каждый новый июль — всегда праздник. Праздник явления на свет человека, которому суждено было во весь голос заговорить от имени простого народа и стать услышанным им.

Подтверждением этого становятся дни вокруг 25 июля, когда поклонники устремляются в гору Пикет, где проходят давно ставшие традиционными Шукшинские чтения. Правда, в первые годы после ухода мастера, почти 50 лет назад, это более походило на паломничество, поскольку большинство поднималось вверх пешком и с передышками, по пути перебирая в душе всё, что связано с дорогим именем. Теперь вознесение на вершину происходит с помощью автотранспорта, делающего раздумья стремительными. Каким живёт Шукшин в душах молодых современников, без специальных расследований сказать трудно.

Когда вдруг громко зазвучал, а затем трагически умолк голос Шукшина, российский актер Владимир Борисов с потаённой болью пробовал озвучивать Василия Макаровича, пока после одного из конкурсных чтений ему прямо не посоветовали составить композицию из произведений писателя. Так в жизни Борисова появилась постановка из пяти облюбованных рассказов, с которой он выступал в течение 20-ти лет. А минувшей весной пути господни привели его в сельскую местность — Костромскую область, где он выступил перед провинциальным зрителем на трёх площадках, причём благотворительно. И в районном центре Нея, и в сёлах Кужбал и Солтаново собравшиеся буквально плакали над шукшинскими строками, которые актёр доставал, казалось, из самого сердца. И всё это были повествования о том, что близко и понятно каждому человеку: хитрость и предательство в рассказе «Волки», маленькая семейная трагедия в «Жена мужа…», соседские распри в «Суде», мальчишеская наивность и упрямство в «Дяде Eрмолае», всем присущее смятение перед неизбежным уходом в рассказе «Как помирал старик» или разговор о серьёзном, что очищает душу и заставляет задуматься о вечном в «Характерах».

Непривычным и потому потрясающим для неизбалованных зрителей было само обращение чтеца к серьёзнейшим темам, о которых в нашем обществе не принято говорить последние лет 30. Шутка ли: два часа на сцене находился один-единственный актёр, а перед глазами пришедших предстали судьбы самых разных персонажей, ставших близкими. И понятен восторг зрителей: во всём «виноват» Шукшин, у которого, чего ни коснись, всё — о главном, о вечном, разве только с юморком, с улыбкой, чтобы легче усваивалось.

На протяжении долгих лет Борисов пытается доносить зрителям истинного Шукшина, художника серьёзного и трагического, а отнюдь не хохмача-фельетониста, каким его представляют многие невзыскательные интерпретаторы. Поддержкой этому стали слова самого Шукшина:

«…Не теряй свои нравственные ценности, где бы ты ни оказался, не принимай суетливость и ловкость некоторых городских жителей за культурность, за более умный способ жизни- он, может быть, и даёт выгоды, но он бессовестный. Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Уверуй, что всё было не зря: наши песни, сказки, неимоверной тяжести победы и страдания, — не отдавай всего этого за понюх табаку…»

Убеждённо и последовательно нам нужно нести в жизнь эти заповеди, сознавая и свою творческую ответственность за воздействие на людей правдивого писательского слова. Где бы и в какое время не оказался актёр, там всегда случается праздник шукшинского слова. Праздник, который всегда. И о нём нельзя не сказать в эти июльские дни.