Праздник Воздвижения Креста Господня

Общество

27 сентября — Воздвижение честного и животворящего креста господня

Праздник Воздвижения Креста Господня соединяет в себе воспоминание о двух событиях: обретение Креста при императоре Константине и возвращение его в Иерусалим при Ираклии.

Этот праздник основан на действительных исторических событиях, которые произошли в Палестине в IV веке, в период становления христианства. Мать святого Константина Великого, святая равноапостольная Елена, по промыслу Божию обрела Честной и Животворящий Крест Господень. Патриарх Иерусалимский Макарий воздвигал этот Крест, и весь народ, благоговейно поклоняясь Честному Кресту, восклицал: «Господи, помилуй».

В сознании обычного неверующего или невоцерковлённого человека крест часто отождествляется с вечной смертью, с безысходной скорбью, трагедией, безотчётным страхом. Для верующих же людей крест – это орудие нашего спасения, надежда, знамя нашей веры православной, жертвенник, на котором Господь совершил наше спасение. На деле исполняются слова апостола Павла: «Ибо слово о Кресте для погибающих юродство, а для нас, спасаемых, — сила Божия». (1 Кор.1,18). Крест заключает в себе тайну нашей православной веры, тайну искупления рода человеческого от вечной смерти. Для принятия, познания этой тайны нужно изменить свою жизнь, нужно покаяние, которое открывает новые горизонты познания. Покаяние делает человека способным к восприятию тайн православной веры, тайны Креста.

Тайна Животворящего Креста Господня заключается в словах: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16). Таким образом, тайна Креста – это тайна жертвенной любви Бога ко всему человеческому роду. На Кресте совершено спасение всех людей.  Через Крест побеждён грех и обновлено человеческое естество, чтобы и нам обновиться душой и телом.

Православные христиане свою веру в силу животворящего Креста всегда выражали и выражают в том, что им венчают свои храмы, знаменуют жилища, благословляют своих детей, носят его на груди и непрестанно в молитве употребляют крестное знамение. К сожалению, многие из православных христиан не знают значения крестного знамения, небрежно и неправильно его употребляют. Благочестивые наши предки, по преданию святых отцов, употребляли крестное знамение  во всех случаях своей жизни: при  входе в дом и при выходе, при начале дела и окончании, когда садились за трапезу  и когда вставали из-за неё, когда ложились спать и когда пробуждались, также при нечаянной радости или при внезапном несчастии.

Никогда не проходили, мимо святых икон и церквей Божиих, не перекрестившись. Когда же ограждали себя крестным знамением, то делали это с благоговением, точно и правильно следуя церковному установлению. Вникая в значение крестного знамения, необходимо понимать, что это не есть такой наружный обряд, который можно произвольно нарушать или изменять.  Крестное знамение есть священный символ нашей православной веры, и в нём, по изъяснению святых отцов, сокращённо изображается всё христианство. Крестным знамением мы выражаем веру в искупительные заслуги Господа Иисуса Христа.

Поклонимся Кресту Христову. На нём явлена любовь Божия, которая уважает достоинство человека, не попирая его свободу.  Крест — знамя славы, потому что даёт смысл существованию нашей планеты и показывает, в каком направлении должно идти человечество. Будем же идти путём Его любви, которая есть радостное послушание воле Божией: «Да будет воля Твоя, да придет Царствие Твое», — принимая всё с нами случающееся, как из рук Божиих.

После обретения Креста в истории человечества произошёл колоссальный поворот, определивший на много веков исторический путь бытия православной Церкви и её проповеди. И Воздвижение Креста Господня – событие, благодаря которому проповедь Евангелия стала возможной и открытой множеству и множеству людей.

И в этот славный день праздника, пребывая в святом храме и взирая на Крест Господень на аналое, вспомним, что мы поклоняемся и благословляем не только этот крест, но прежде всего, свой собственный крест. И как бы говоря Господу: «Господи, всё, что Ты посылаешь мне, всё мне во спасение: и радость, и горе, и болезнь, и обида, и счастье, и оскорбления ближних, и изобилие плодов земных, и насмешка, — всё это мне во спасение. Дай мне только сил правильно понять это, дай мне сил не отказаться от креста, дай мне сил принять Крест Твой, чтобы прославиться с Тобой во Царствии Твоем».

Редакционный совет Багаевского благочиния прихода храма Святителя Николая