Преподобный Серафим, саровский чудотворец

Много величавых подвижников вышли из русского народа. И то, что они на своем веку сделали, представляет собой изумительно разнообразную сокровищницу нравственного богатства русского народа. И среди этих дивных людей, все же исключительным по мере трудов своих и по достигнутой степени духовных вершин, видится старец Серафим.

Редко в ком сила духовности доходила до такой отрешенности от всего мирского, редко в ком плоть и все земное до того утончалось, упразднялось, — он точно не жил на земле, а лишь соприкасался с ней. И какое невидимое откровение любви к людям и безграничного смирения явил этот старец, кланявшийся в землю и целовавший руки всякому посетителю: богатому барину и нищему, праведнику и изболевшему в грехах грешнику.

Преподобный Серафим, Саровский чудотворец, — особый русский святой. Даже иконы с его изображением отличаются от всех икон. Ведь облик святых, живших в глубокой древности, иконописцы создавали воображением своим, пытаясь представить, как мог выглядеть человек, совершивший духовный или жизненный подвиг. А лик Серафима Саровского мог быть написан и с натуры — жил он сравнительно недавно. Он был свидетелем Пугачевского бунта, Отечественной войны 1812 года, восстания декабристов; современником Державина и Пушкина, Суворова и Кутузова. Но все они жили как бы в ином мире — словно существовали две России: в одной гремели пушки и звучали стихи, а в другой совершался тихий, незаметный, но не менее важный молитвенный подвиг.

Краткое житие его почти всем нам известно. Вся жизнь его представляет поучительные образцы истинно христианского подвижничества, пламенной веры в Бога и самоотверженной любви к ближним. С самого детства жизнь его наполнена очевидными свидетельствами избранничества Божия. Из них легко складываются сюжеты клейм на житийных иконах преподобного старца Серафима. Вот младенец Прохор, сохраненный силой Божией, сидит на траве подле недостроенной колокольни, откуда упал нечаянно. Вот икону Божией Матери Курской Коренной проносят через двор Мошниных, и подросший отрок исцеляется от тяжкой болезни. Вот юношей, решившись посвятить жизнь Христу, он получает благословение от киевской старицы Досифеи. Вот Сам Господь является в храме благоговейному иеродиакону Серафиму. Вот он на камне 1000 дней и 1000 ночей взывает: «Боже, милостив буди мне грешному». Вот бесстрашно предает себя в руки разбойников. Вот кормит послушно склонившегося перед ним огромного медведя. Вот в беседе с Мотовиловым озаряется Славою Духа Святого. Вот встречает в кельи Божию Матерь. Вот, стоя на коленях перед Eё иконой «Умиление», творит последнюю молитву в этом мире. 15 января 1833 года в Саровской пустыни он мирно отошёл ко Господу.

Живя на земле, старец Божий Серафим учил, утешал, исцелял тех, кто с верой, любовью и надеждой приходил к нему, подкреплял и вразумлял тех, кто желал победить грехи. Круглый год он приветствовал всех, приходящих к нему, возгласом: «Радость моя, Христос Воскресе!», потому что радость Воскресения Христова была его постоянным состоянием. Он сам светился радостью духовной, и этой тихой, мирной духовной радостью с избытком наполнял сердца других людей. Eсли человек благодушно переносит все земные испытания, поношения, скорби, то они служат ему для стяжания именно такого духовного состояния. Преподобный Серафим и нас учит тому же. То, что человек претерпевает в жизни, по-духовному именуется — крест. У каждого — свой крест. Святые отцы говорят: «Древо креста вырастает на почве твоего сердца». Сердце — это средоточие наших чувств. Какие чувства — таким и вырастает древо креста. Когда человек свой крест принимает со смирением, то в награду Господь посылает ему утешение. И тогда появляется уверенность в том, что все посылаемое Богом — для его блага, для спасения.

В образе преподобного Серафима нам явлен блистающий идеал христианской кротости. А кротость — это не слабость, а великая сила. Иоанну Лествичнику принадлежат замечательные слова о том, что кротость делает нашу душу недвижимой, сохраняющей одно и то же состояние и в чести, и в бесчестии. Мы знаем: когда мы в почете, когда мы в благополучии, все вроде как спокойно, но стоит каким-то обстоятельствам вторгнуться в нашу жизнь, разрушить это благополучие, душа приходит в смятение. Eсли внешние обстоятельства нарушают спокойствие нашей души, значит, у нас нет кротости. А кротость есть действительно сила, помогающая человеку выходить из самых трудных обстоятельств, сохраняя свой внутренний мир. И чтобы наша кротость не была искусственной, кротостью сквозь стиснутые зубы, мы должны научиться терпению. А терпение — это то, что и создает в человеке дух кротости. Давайте начнем с того, чтобы научиться терпеть друг друга, не раздражаться на слова, которые нас раздражают, не обижаться на неловкие поступки, прощать тех, кто осознанно пытается сделать нам что-то неприятное. Попытаемся в своей жизни, в своих мыслях, словах — хотя бы минимально отобразить то замечательное и великое состояние души, которое явил нам преподобный Серафим Саровский.

Здесь можно вспомнить, что преподобный Серафим Саровский в одном из своих пророчеств говорил о «Пасхе среди лета». Летом 1903 года произошло обретение его мощей и канонизация. Как известно, в этих событиях решающая роль принадлежала Государю Николаю II, будущему святому Царю-мученику, в отношении которого сбылось и другое пророчество преподобного Серафима: «Царя, который меня прославит, прославит Бог».

В 1991 году были вновь обретены мощи Саровского чудотворца. Чудесным образом они сохранились в запасниках Музея истории религии и атеизма, располагавшегося в советское время в Казанском соборе Санкт-Петербурга. В духовном плане это событие является важнейшим в новейшей истории Русской Православной Церкви, так как знаменует собою возрождение Православия в России, возвращение пасхальной радости, способной обновить многострадальную Русскую землю.

Второе обретение святых мощей преподобного стало высшей точкой религиозного возрождения нашего народа. Казалось, что вся Россия, от Патриарха до убого калеки, вышла встречать батюшку Серафима. И все пели воскресный тропарь, как на Пасху: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ.». Вот проявление силы Господней, одно из многих чудес, совершающихся около дивного верою, кротостью, терпением и благостью Саровского чудотворца. С этого времени на Дивеево обращает свои взоры вся святолюбивая Русь. Люди приезжают к мощам преподобного Серафима, молятся, получают совет и благословение, а нередко и дар чудодейственной помощи. Мы можем прикоснуться к его вещам, к тем местам, где он совершал свои подвиги, — Саров и Дивеево доныне сохраняют ощущение его присутствия. Это особенно чувствуется на дивеевской земле, которую Царица Небесная, Матерь Господа нашего Иисуса Христа избрала Четвертым Своим Уделом. Через преподобного Серафима Саровского и нам открывается опыт Рая, опыт присутствия Святого Духа в нашем грешном мире.

Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!

P.S. Газету с православным текстом просим не использовать в хозяйственных целях.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.