Активность, самостоятельность, решительность и другие слагаемые инициативности, крайне важной для жизненного успеха, формируются с раннего детства. И здесь колоссальную роль могут сыграть «значимые другие» — прежде всего родители, бабушки и дедушки. Поддерживая интерес малыша к миру, охотно обучая и отвечая на его бесконечные «почему», они развивают его предприимчивость, показали ученые НИУ ВШЭ на выборке автобиографических воспоминаний студентов вузов.
Как инициативность влияет на жизненный успех
Инициативность можно рассматривать, в том числе, как способность человека видеть новые решения и не бояться их реализовать. Среди её предпосылок — любознательность, стремление познать реальность, то есть исследовательская позиция по отношению к миру.
Желание узнать что-то новое побуждает человека к активности, инициативному поведению. Это важно для самых разных сфер, будь то предпринимательство, креативные индустрии или наука. Любой ученый — по-прежнему немного ребенок, неустанно исследующий мир, отвечающий сам себе на вопросы: «почему», «зачем» и «как».
Поощряя любознательность, взрослые стимулируют инициативность ребенка. И наоборот, последняя снижается, если наказывать за любопытство. Такой вывод следует из статьи ученых НИУ ВШЭ Алексея Обухова и Моники Андреасян.
Исследовательницы выяснили, что дети в ответ на наказание стараются реже проявлять активность и любознательность, что впоследствии может вести к снижению инициативности. Другой сценарий — ребенок «учится изворачиваться», продолжает свои исследования втайне от семьи. Это может сказаться на его личностном развитии.
Что развивает или снижает инициативность?
Ученые выяснили, что среди возможных проявлений детской любознательности: манипуляции с предметами, желание чему-то научиться, вкусовое, тактильное и визуальное изучение (стремление попробовать, потрогать, увидеть), вопросы взрослым на разные темы. Кроме того, дети могут исследовать вещи, окружающую среду (осваивать пространство, общаться с животными), знаковые системы (непонятные слова и образы), возможности своего тела и пр.
А вот среди способов поощрения детского любопытства: похвала, вознаграждение, предоставление инструментов, допуск к совместной деятельности и такая опция, как «отправить учиться». Наказание любознательности может быть вербальным (отругать) или физическим; можно наложить запрет или объяснить, что не так.
Фото: iStock
Запрещая исследовательские действия, родители могут беспокоиться за ребёнка (обожжется, уколется, упадёт), исходить из стереотипов (это «не для девочек», «недетская» тема и пр.). Их раздражает порча имущества (сломаны игрушки, испачкан ковёр и пр.). Либо им просто не до детских интересов.
Исследователи также обнаружили связь между наказанием за любознательность и снижением инициативности. Отругать ребёнка, не объяснив причин, применить силу, запретить действия без попыток донести до малыша, что не так, — все эти стратегии могут спровоцировать уменьшение инициативности. Кроме того, такие реакции способны научить детей хитрить. Малыши, не понимая, что они делают не так, не отказываются от действий, а просто учатся скрывать их от родителей.
Зато терпеливый и содержательный разговор с ребёнком снова доказал свою пользу. В случаях, когда детям разъясняли смысл запретов и приводили свои мотивы, они могли осознанно отказаться от «неправильного» проявления любознательности.
По материалам IQ.HSE
Фото: freepik